Почему сотрудники отказываются участвовать в профессиональных сообществах

Ученые утверждают, что организации ближайшего будущего характеризуются такими качествами как самообучение, самокреативность и созидательность. Основным ресурсом признаются знания работников1 .

Это обстоятельство подводит бизнес к необходимости управлять знаниями — систематизировать, формализовать и, самое главное, их собирать.

Крупные компании уже сейчас активно развивают профессиональные сообщества, где предполагается обсуждение успешных внутренних практик, совместное решение сложных вопросов, описание новых процессов, аккумуляция знаний и накопленного опыта участников.

В сообществах должен вестись диалог, в котором будут рождаться решения и подходы, позволяющие оптимизировать производственные процессы, сокращать расходы, повышать уровень производственной и экологической безопасности.

Бизнесмены и топ-менеджеры ожидают живое и регулярное участие подчиненных. Но, как говорили индейцы, вы можете привести лошадь к водопою, но вы не можете заставить ее пить, и многие сотрудники не проявляют интереса к профессиональному сообществу, откладывая участие в нем под разными предлогами.

Руководство, в свою очередь, пробует мотивировать сотрудников такими способами, как чествования, праздники, конференции, посещение других производств, присваивая баллы, выдавая особые бейджи, привнося в сообщество элементы геймификаци2. Многие пытаются стимулировать генерацию идей и управление знаниями в сообществах с помощью дизайн-мышления, Lean, Kanban, инструментов из социальной психологии и маркетинга.

Все эти практики часто находят отклик в IT-компаниях, но оставляют равнодушными сотрудников производственных предприятий.

Одна из неочевидных причин этой проблемы заключается в том, что люди не умеют писать, то есть развернуто оформлять собственные мысли.

И здесь видится два решения. Первое — назначить специального человека, который будет брать интервью у сотрудников, обладающих ценными для компании знаниями. Второе — научить писать самих сотрудников. По большому счету им необходим только один навык, чтобы вся остальная махина мотивации заработала — все те баллы, бейджи и другие поощрения.

Если человек знает, как написать о той ли иной практике, поделиться выводами внедрения тех или иных технологий, предложить нововведение, то он напишет. Главное научить людей писать без стресса, так, как они умеют делать свою основную работу — по принципу «просто беру и делаю», не затрачивая на переживания душевные силы и рабочее время.

И тогда профессиональное сообщество заработает, будут и обсуждения кейсов, и генерация новых идей.

Лариса Столетова, тренер письменных коммуникаций.

1Ю. Май Иренэуш, монография «Введение в управление знаниями организации»

2На портале «Профессионалы 4.0» компания «Газпром нефть» разместила проект «Анализ инструментов для активации корпоративного сообщества», одна из задач которого изучение мировой практики активации корпоративных сообществ в производственных компаниях и подготовка обзора применяемых методов. Проект возник как раз потому, что сотрудники не желают активно участвовать в профессиональном сообществе компании.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *