Почему сотрудники отказываются участвовать в профессиональных сообществах

Ученые утверждают, что организации ближайшего будущего характеризуются такими качествами как самообучение, самокреативность и созидательность. Основным ресурсом признаются знания работников1 .

Это обстоятельство подводит бизнес к необходимости управлять знаниями — систематизировать, формализовать и, самое главное, их собирать.

Крупные компании уже сейчас активно развивают профессиональные сообщества, где предполагается обсуждение успешных внутренних практик, совместное решение сложных вопросов, описание новых процессов, аккумуляция знаний и накопленного опыта участников.

В сообществах должен вестись диалог, в котором будут рождаться решения и подходы, позволяющие оптимизировать производственные процессы, сокращать расходы, повышать уровень производственной и экологической безопасности.

Бизнесмены и топ-менеджеры ожидают живое и регулярное участие подчиненных. Но, как говорили индейцы, вы можете привести лошадь к водопою, но вы не можете заставить ее пить, и многие сотрудники не проявляют интереса к профессиональному сообществу, откладывая участие в нем под разными предлогами.

Руководство, в свою очередь, пробует мотивировать сотрудников такими способами, как чествования, праздники, конференции, посещение других производств, присваивая баллы, выдавая особые бейджи, привнося в сообщество элементы геймификаци2. Многие пытаются стимулировать генерацию идей и управление знаниями в сообществах с помощью дизайн-мышления, Lean, Kanban, инструментов из социальной психологии и маркетинга.

Все эти практики часто находят отклик в IT-компаниях, но оставляют равнодушными сотрудников производственных предприятий.

Одна из неочевидных причин этой проблемы заключается в том, что люди не умеют развернуто выражать собственные мысли, ни устно, ни письменно.

И здесь видится два решения. Первое — назначить специального человека, который будет брать интервью у сотрудников, обладающих ценными для компании знаниями. Второе — научить устным и письменным коммуникативным навыкам самих сотрудников и создать пространство, в котором люди чувствуют себя нужными и востребованными, в котором безопасно выражать свои мнения и просто по-человечески комфортно. Именно это поможет всей остальной махине мотивации (баллы, бейджи и другие поощрения) заработать.

Если человек знает, как написать о той ли иной практике, поделиться выводами внедрения тех или иных технологий, предложить нововведение, то он напишет. И тогда профессиональное сообщество заработает, будут и обсуждения кейсов, и генерация новых идей.

1Ю. Май Иренэуш, монография «Введение в управление знаниями организации»

2На портале «Профессионалы 4.0» в 2020 году компания «Газпром нефть» разместила проект «Анализ инструментов для активации корпоративного сообщества», одна из задач которого изучение мировой практики активации корпоративных сообществ в производственных компаниях и подготовка обзора применяемых методов. Проект возник как раз потому, что сотрудники не желают активно участвовать в профессиональном сообществе компании.