Эффективные коммуникации как конкурентное преимущество

Умение договариваться и сообща выполнять работу — ключевое условие успеха команд всех времен.

Наши предки в отличие от других видов людей смогли выжить лишь благодаря улучшению коммуникаций — вербальных и невербальных.

Когда 70 тысяч лет назад кроманьонцы вышли из Восточной Африки, большая часть Евразии уже была заселена неандертальцами. А 45 тысяч лет назад неандертальцы, обладавшие более крепким телосложением и использовавшие сложные орудия охоты, полностью исчезли, при том, что по размеру мозга оба вида людей почти не отличались друг от друга.

В книге «Мифы об эволюции человека» научный журналист Александр Соколов приводит такие оценки: средний объем мозга кроманьонца составлял примерно 1497 кубических сантиметров, а неандертальца — 1433 кубических сантиметра. Младенцы обоих видов древних людей рождались с практически одинаковой формой черепа и похожей структурой мозга. Однако уже к году возникали различия. У homo neanderthalensis были относительно небольшие лобные и теменные доли по сравнению с более развитой затылочной. На месте зоны Брока, отвечающей у нас за моторную организацию речи, у неандертальцев имелись лишь рельефные бугры, а ямка червя мозжечка — зона отвечающая за координацию движений, когнитивные способности и социальные навыки — вообще была плоская и широкая. У неандертальцев, скорее всего, была речь (о чем свидетельствует развитая подъязычная кость), но кроманьонцы чуть лучше говорили и больше общались друг с другом и этих незначительных, на первый взгляд, различий хватило, чтобы одержать верх в эволюционной борьбе.

Другая причина заключается в улучшении невербальной коммуникации. Пэт Шипман в книге «Захватчики» (о том, как человек приручил волка) рассказывает, что у кроманьонских охотников закрепилась мутация, благодаря которой склера глаз у нас белого цвета. Эта анатомическая особенность позволяет быстро понять, куда смотрит другой человек и улучшить невербальную коммуникацию в группе.

Таким образом, улучшение коммуникаций помогло нашим предкам выиграть конкурентную борьбу в эпоху позднего палеолита.

В современном обществе и в бизнесе в частности коммуникации также имеют огромное значение. Артур Вуд, бывший руководитель компании Sears, основанной в 1893 и ставшей к середине 20 века одной из крупнейших розничных компаний в США, сообщал в своих интервью о том, как фирма сумела увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд долл. в год: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело — улучшить коммуникации».

Дейрдра Боден в книге «Business of Talk» утверждает: «Разговор — это сердце любой организации. Через него осуществляется каждодневный бизнес организации. Люди в организации говорят весь день, каждый день».

Компания Google в 2017 году провела внутреннее исследование, чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Было обнаружено, что лучшими командами являлись смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками», где важнейший из них — навык коммуникации.

В России, по словам профессора и бизнес-коуча Алексея Улановского, большинство опрошенных им руководителей, когда он просит описать свою команду, говорят, что это «лебедь, рак и щука», так как многие сотрудники не умеют договариваться и выполнять соглашения, говорить правду, слушать и понимать других, пользоваться обратной связью и учиться на ошибках.

Получите конкурентное преимущество для вашего бизнеса — обучите сотрудников эффективно взаимодействовать. Подробнее здесь.