Не поддаваться панике

Чтобы сохранять трезвую оценку событий, нужно понимать, что получаемая нами информация в тех или иных каналах коммуникации кем-то транслируется не просто так, для нашего развлечения, а для реализации коммуникативных стратегий тех, кто «платит за музыку», потому что производство контента — это всегда статья расходов: работа редакции, оборудование, программное обеспечение и т.д.

Когда люди смотрят официальные каналы губернаторов, министерств, крупных компаний, то обычно понимают, что те хотят представить свою деятельность в наилучшем виде, но, когда читают «независимую» прессу, попадают в иллюзию «чистой» правды.

Но «чистой» правды не бывает — вся массово транслируемая информация служит тем или иным политическим целям. Поэтому, чтобы составить более-менее объективную картину происходящего, необходимо посмотреть несколько различных, а лучше диаметрально противоречащих друг другу источников, вычленить факты и отбросить интерпретацию, потому что именно интерпретацией фактов и занимаются специалисты, которые получают зарплату за то, чтобы вы думали и действовали тем или иным способом.

Эффективность коммуникации как раз и измеряется той разницей между тем, как адресат думал и что чувствовал «до» и что «после». Наибольшего эффекта коммуникация достигает в момент изменения не просто мыслей и чувств, но и поведения человека.

Коммуникативные стратегии представляют собой комплекс действий, предназначенных для решения конкретной коммуникативной задачи или задач и реализуются посредством ряда коммуникативных тактик. Тактика — одно или несколько действий, способствующие реализации стратегии. Набор тактик изменчив и может меняться в процессе коммуникации при смене цели говорящего и его коммуникативной стратегии.

В старых медиа (традиционные СМИ) и новых медиа (социальные сети и мессенджеры) выделяют три наиболее распространенные стратегии: 1) на понижение; 2) на повышение; 3) стратегия театральности.

Стратегия «игры на понижение» направлена на соперника, имеет цель — развенчать его позиции и реализуется через следующие тактики:

1. Тактика анализ-«минус» — основанное на фактах рассмотрение, разбор ситуации, предполагающий выражение отрицательного отношения к описываемому, а также — к людям, их действиям и поступкам.

2. Тактика обвинения — приписывание кому-либо какой-либо вины, признание виновным в чём-либо, а также раскрытие, обнаружение чьих-либо неблаговидных действий, намерений, качеств.

3. Тактика безличного обвинения — обвинение, при котором не указываются виновники осуждаемых действий или поступков, т.е. лица, чьи злоупотребления, тайные замыслы и т.п. становятся предметом открытого обсуждения и осуждения.

4. Тактика обличения — приведение с целью уличения фактов и аргументов, делающих явной виновность, преступность кого-либо.

5. Тактика оскорбления — нанесение обиды, унижение, уязвление кого-либо, сопровождаемое экспликацией (от лат. explicatio — разъяснение) эмоционального составляющего компонента вместо приведения доказательств.

В этих тактиках отчётливо прослеживается стремление говорящего дискредитировать оппонента.

Стремление говорящего возвысить себя над соперником предполагает стратегию, «играющую» на повышение, которая реализуется благодаря использованию следующих тактик:

1. Тактика анализ-«плюс» — основанное на фактах рассмотрение, разбор ситуации, предполагающий имплицитное выражение положительного отношения говорящего к описываемой ситуации. (Имплицитное — значит усвоение каких-то сложных взаимосвязей в окружающем мире без участия сознания и также без намерения в этом разобраться.)

2. Тактика презентации — представление кого-либо в привлекательном виде.

3. Тактика неявной самопрезентации — выраженное косвенно, без прямого указания на объект позитивного оценивания, представление говорящим себя в привлекательном, выгодном свете.

4. Тактика отвода критики — приведение с целью доказательства невиновности аргументов и/или фактов, с помощью которых можно объяснить (оправдать) какие-либо действия и поступки.

5. Тактика самооправдания — отрицание негативных суждений об объекте критики и его причастности к тому, чему даётся отрицательная оценка.

Стратегия театральности направлена на целевую аудиторию: избирателя (в предвыборных компаниях) или общественность (если стоит цель сформировать общественное мнение). Реализуется через следующие тактики:

1. Тактика побуждения — призыв к какому-либо действию, принятию точки зрения.

2. Тактика кооперации — такой способ обращения к адресату, с помощью которого говорящий конструирует образ последнего, апеллируя к идеям и ценностям, носителем которых он (по мнению говорящего) является.

3. Тактика размежевания — выявление различий и несходства в позициях и мнениях.

4. Тактика информирования — приведение данных и фактов, не сопровождаемое выражением отношения говорящего.

5. Тактика обещания — добровольное обязательство сделать что-либо.

6. Тактика прогнозирования — предсказание, суждение о дальнейшем течении, развитии чего-либо на основании интерпретации различных имеющихся данных.

7. Тактика предупреждения — предостережение, предваряющее извещение о возможных событиях, действиях, ситуациях и т.п.

8. Тактика иронизирования — осуществление воздействия за счёт контраста между сказанным и подразумеваемым.

9. Тактика провокации — подстрекательство кого-либо к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые для него последствия.

Наибольшего успеха достигает коммуникатор (тот, кого вы не видите и часто не знаете, но именно он «оплачивает музыку»), который использует целый комплекс тактик, позволяющий реализовывать массовое воздействие на мнение аудитории. В большинстве своем используемые тактики не что иное, как манипуляция.

Представление о коммуникативных стратегиях и тактиках, понимание того, что за любым каналом массовой информации стоят заинтересованные лица, уверена, заставляют думать своей головой, чего мы, люди в большинстве своем, очень не любим, так как работа мозга самая энергозатратная в нашем теле. Но и отдавать на аутсорсинг это дело бывает опасно.