Корпоративный сторителлинг

Сторителлинг (от англ. storytelling — «рассказывание историй») — один из самых эффективных приемов управления людьми.

Сторителлинг, как инструмент менеджмента, решает такие задачи, как:

  • Внедрение корпоративной идеологии (миссия, ценности, правила).
  • Привлечение внимания к стратегическим целям организации.
  • Формирование культуры лидерства.
  • Передача сформировавшихся в организации знаний, включающих корпоративные традиции и нормы.
  • Повышение эффективности бизнес-процессов по распространению, сохранению и использованию знаний.
  • Обучение сотрудников с описанием успешных и неудачных примеров в работе.
  • Управление мотивацией сотрудников.
  • Повышение эффективности коммуникации в организации.
  • Формирование благоприятного имиджа организации во внешней и внутренней среде.
  • Повышение популярности руководителей, придание им авторитета, формирование образца для воспроизведения.
  • Контроль отношения сотрудников к ошибкам и проблемным ситуациям.
  • Повышение эффективности коммуникаций на разных уровнях, в том числе между руководителями и подчиненными.
  • Инструмент безболезненного прохождения кризисных периодов в функционировании организации.
  • Повышении эффективности управления организационными изменениями, снижение сопротивления изменениям.

Есть три причины, почему мы любим истории:

Во-первых, истории экономят нам время и силы. Нам не нужно наступать на собственные грабли, если можно узнать, как это сделал кто-то другой и к чему это привело. Истории служат нам мнемоническими инструментами для хранения важных советов о том, как выживать в окружающем мире.

Во-вторых, истории значительно упрощают нашу коммуникацию, помещая важную информацию о мире и человеке в последовательные нарративы. Мозг предпочтет конкретные сценарии в стремительном информационном потоке.

В-третьих, истории помогают нам понять и упорядочить собственную жизнь, потому что мы не воспринимаем ее в виде набора случайных событий. В 2009 году опрос компании StrategyOne показал, что 51% опрошенных воспринимает свою жизнь как «путешествие», 11% как «битву» и 8% как «роман».

Способность придумывать и рассказывать истории — одна из ключевых адаптаций человека в мире, которая подкреплена при этом выделением гормонов удовольствия. Этим обязательно стоит воспользоваться.

Хорошая корпоративная история имеет четыре обязательных элемента:

  • Послание (мораль, или вывод, который сделает слушатель; требует от автора четкой и ясной формулировки).
  • Конфликт (обнаружение проблемы, требующей решения, борьба с такими факторами как время, ограниченность в средствах и т.д.;
  • Герои (персонажи, с которыми слушатель ассоциирует себя или руководителя).
  • Сюжет (типичная рабочая ситуация или, наоборот, кризис, затрагивающий работу компании).

_

Принципы убедительного сторителлинга:

  • Драматургия. В истории должна быть хотя бы маленькая драма. Драматическая ситуация – это событие, в котором герои рассказа попадают в условия, когда внешние силы и проблема проявляются больше, чем силы героев.
  • Детальность. Использование деталей позволяет ярче передавать эмоции. Именно с помощью деталей рассказчик управляет чувствами слушателей.
  • Динамичность В рассказе необходимо делать регулярные эмоциональные переходы. Слушатель привыкает к однородному эмоциональному воздействию и, если не происходит эмоциональных поворотов, внимание начинает рассеиваться.
  • Выразительность. Рассказчику следует использовать жесты, мимику и различные интонации.
  • Лаконичность. Рассказы не должны быть слишком долгими и утомительными. В истории делается акцент на главной мысли.
  • Выводы. Важно, чтобы рассказ завершился поучением.
  • Ненавязчивость. Корпоративный рассказ должен быть максимально ненавязчивым. Не следует повторять одну и ту же историю по несколько раз, иначе такие рассказы могут со временем наскучить. Исключение: если были получены какие-то новые факты.
  • Сквозные рассказы. Знакомить с историей нужно сотрудников на всех уровнях. Однако для каждого уровня интерпретация должна быть своя.
  • Постоянная практика. Сторителлинг должен стать регулярным инструментом, и не вызывать у сотрудников удивления.