Почему ценности — это важно?

«Анна, вам так повезло в жизни», — эта формулировка меня раздражает даже больше хейта, направленного в адрес моей семьи, — написала в своем ТГ канале эксперт в области карьеры и женского лидерства Анна Знаменская. — Сейчас объясню. Хейт — это целенаправленное желание оскорбить. Тут не на что обижаться, потому что человек таким образом говорит о своих проблемах, которые его беспокоят. А вот восхищение тем, что я вся такая успешная, потому что мне повезло — это бессознательное обесценивание вообще всего, что я сделала, под соусом комплимента. Скажу, возможно, банальность, но удача — это не послание божье, не фортуна… Я не боялась принимать решения, брать ответственность за свои действия и много, нет, не так, МНОГО работала. Ну и да, мне везло встречать на пути людей и возможности, которые помогали мне двигаться вперед. Но не они приходили ко мне. Их находила я сама».

А известная казахская блогер(ка) Анэля Кенжибекова утверждает: «Мне просто повезло». Уверена, что она, как и многие другие, скрывает титанический труд по развитию блога, поддержанию себя в форме и другие свои ежедневные усилия.

Почему так? Потому что у разных людей разные ценности. Если для Анны в приоритете работа и эффективность, для Анэли более привлекательно считать себя баловнем судьбы.

Американский психолог Милтон Рокич всю жизнь изучал ценности людей и дал такое определение: «Ценность — это устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими».

Все люди обладают одними и теми же ценностями, но в неодинаковой степени. Рокич разделил их на терминальные, касающиеся целей индивидуального существования, и инструментальные, связанные с образом действий и достижения целей. Я приведу его списки, хотя те или иные ценности мы с вами можем называть по-другому.

Терминальные ценности:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

Зачем вам понимать ценности других людей? Чтобы опираться именно на них, когда выбираете аргумент в доказательство своего утверждения или рассказываете историю, которая призвана повлиять на слушателя в нужную вам сторону. Это необходимо как для маркетинга, так и для личного общения. Знаменитая «химия» при знакомстве с человеком часто всего лишь банальное совпадение по ценностям, когда вам нравится одно и то же, вы смеетесь над одним и тем же, стремитесь развивать одни и те же сферы, вам банально есть о чем говорить.

Предлагаю посмотреть несколько рекламных роликов, в которых «видны» ценности, в которые бьют их создатели: 1, 2, 3, 4, 5.