Конструктивное несогласие

Порою самый большой вклад, который мы можем привнести в общее дело, — это не согласиться.

При этом стоит отличать конструктивное несогласие от проявления пассивной агрессии, к которой можно отнести такие проявления, как:

  • Критика без решений: «Этот план — полный бред».
  • Сарказм: «Конечно, давайте выйдем к совету директоров с этой идеей. Мне всегда хотелось облажаться».
  • Подрыв решений постфактум: «Я с самого начала знал, что этот вариант не сработает».
  • Превращение разногласий в личные нападки: «Только тот, кто не понимает наших клиентов, мог предложить такую чушь».
  • Юмор за чужой счет: «А вот и Мария с еще одной своей «креативной» идеей».

А как выглядит конструктивное несогласие? Давайте рассмотрим ключевые элементы, которые превращают обычное несогласие в ценный вклад:

1. Основывайтесь на общей цели

Начните с закрепления общих ценностей. Фраза «Поскольку нам обоим важен опыт клиента…» звучит шире, чем «Это не сработает».

2. Выбирайте время с умом

Высказывайтесь, пока ещё есть время повлиять на ситуацию, а не после того, как решения приняты окончательно. Кроме того, если ситуация уже накаляется, сделайте паузу или возьмите перерыв на день-два.

3. Спрашивайте, а не нападайте

Используйте вопросы, вызывающие любопытство, например:

  • «Как, по вашему мнению, это повлияет на всю рекламную компанию?»
  • «Какие перспективы мы можем упускать?»
  • «Какие риски мы недооцениваем?»
  • «Что бы сказал тот, кто с нами не согласен?»

Избегайте вопросов «почему», которые обычно заставляют людей занимать оборонительную позицию.

4. Следите за своим тоном

Дело не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это говорите. Помните о том, какое впечатление вы производите во время и после разговора. Чувствовали ли люди, что их услышали и уважали, или же их замкнули на себе и принизили?

5. Проверьте свой мотив

Вы высказываетесь, чтобы внести свой вклад или доказать свою правоту? Первое укрепляет доверие. Второе — создаёт напряжение.

Чтобы создать среду, в которой конструктивное несогласие станет частью вашей культуры, рассмотрите возможность заключения следующих общих соглашений с вашей командой:

  • Предполагайте позитивные намерения, даже если не согласны.
  • Высказывайтесь во время встречи, а не после нее.
  • Голос каждого важен, особенно если он новый или необычный.

Такие нормы взаимодействия не создают победителей и проигравших, помогают принимать более взвешенные решения, создают более крепкие команды и более честные отношения.

Совету директоров на очередной стратсессии стоит порассуждать над такими вопросами:

  • Что именно в нашей компании мешает людям выражать несогласие?
  • Как звучит конструктивное несогласие в наших условиях?
  • Какие нормы могли бы облегчить высказывание своего мнения?

А потом обучить всех сотрудников высказывать свою точку зрения более смело и открыто с помощью таких конструкций:

  • «У меня есть другая точка зрения — могу ли я ею поделиться?»
  • «Я вижу это по-другому. Вы готовы это услышать?»
  • «Могу ли я поделиться тем, что меня беспокоит?»