Порою самый большой вклад, который мы можем привнести в общее дело, — это не согласиться.
При этом стоит отличать конструктивное несогласие от проявления пассивной агрессии, к которой можно отнести такие проявления, как:
- Критика без решений: «Этот план — полный бред».
- Сарказм: «Конечно, давайте выйдем к совету директоров с этой идеей. Мне всегда хотелось облажаться».
- Подрыв решений постфактум: «Я с самого начала знал, что этот вариант не сработает».
- Превращение разногласий в личные нападки: «Только тот, кто не понимает наших клиентов, мог предложить такую чушь».
- Юмор за чужой счет: «А вот и Мария с еще одной своей «креативной» идеей».
А как выглядит конструктивное несогласие? Давайте рассмотрим ключевые элементы, которые превращают обычное несогласие в ценный вклад:
1. Основывайтесь на общей цели
Начните с закрепления общих ценностей. Фраза «Поскольку нам обоим важен опыт клиента…» звучит шире, чем «Это не сработает».
2. Выбирайте время с умом
Высказывайтесь, пока ещё есть время повлиять на ситуацию, а не после того, как решения приняты окончательно. Кроме того, если ситуация уже накаляется, сделайте паузу или возьмите перерыв на день-два.
3. Спрашивайте, а не нападайте
Используйте вопросы, вызывающие любопытство, например:
- «Как, по вашему мнению, это повлияет на всю рекламную компанию?»
- «Какие перспективы мы можем упускать?»
- «Какие риски мы недооцениваем?»
- «Что бы сказал тот, кто с нами не согласен?»
Избегайте вопросов «почему», которые обычно заставляют людей занимать оборонительную позицию.
4. Следите за своим тоном
Дело не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это говорите. Помните о том, какое впечатление вы производите во время и после разговора. Чувствовали ли люди, что их услышали и уважали, или же их замкнули на себе и принизили?
5. Проверьте свой мотив
Вы высказываетесь, чтобы внести свой вклад или доказать свою правоту? Первое укрепляет доверие. Второе — создаёт напряжение.
Чтобы создать среду, в которой конструктивное несогласие станет частью вашей культуры, рассмотрите возможность заключения следующих общих соглашений с вашей командой:
- Предполагайте позитивные намерения, даже если не согласны.
- Высказывайтесь во время встречи, а не после нее.
- Голос каждого важен, особенно если он новый или необычный.
Такие нормы взаимодействия не создают победителей и проигравших, помогают принимать более взвешенные решения, создают более крепкие команды и более честные отношения.
Совету директоров на очередной стратсессии стоит порассуждать над такими вопросами:
- Что именно в нашей компании мешает людям выражать несогласие?
- Как звучит конструктивное несогласие в наших условиях?
- Какие нормы могли бы облегчить высказывание своего мнения?
А потом обучить всех сотрудников высказывать свою точку зрения более смело и открыто с помощью таких конструкций:
- «У меня есть другая точка зрения — могу ли я ею поделиться?»
- «Я вижу это по-другому. Вы готовы это услышать?»
- «Могу ли я поделиться тем, что меня беспокоит?»