Сегодня я провела консультацию для замечательной Зульфии Полевода, она копирайтер, при этом мечтает написать собственную книгу. Я очень благодарна Зульфие за то, что мы говорили не о бизнес-текстах, а о том, что для души.
Первое, что я предложила обсудить – зачем люди читают книги?
Чтение книг расширяет пространство вариантов поведения читателя, а также точек зрения на жизнь. Мы либо соглашаемся с автором, либо спорим с ним, но в этом споре обнаруживаем себя, свои мысли и принципы, которые, возможно, раньше даже не осознавали. Например, Анна Каренина бросилась под поезд… Кто-то, прочитав, скажет, что другого выхода у нее не было, а другой увидит, что можно было поступить иначе.
Чтение расширяет эмоциональный интеллект – мы учимся опознавать чувства и проживать их с героем, с которым ассоциируем себя (если такой ассоциации не происходит, скорее всего, нам будет неинтересно читать).
Задача писателя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы провести главного героя через ряд испытаний, показать, что он чувствовал, какие идеи двигали им в принятии тех или иных решений. Кстати, в романе и в более мелких жанрах – главный герой всегда один. Ну, если вы не собираетесь писать роман-эпопею, как «Война и мир», где Лев Толстой показал развитие нескольких героев. Ему это было нужно, чтобы показать судьбу народа в войне. Слово «мир» в названии книги – это не отсутствие войны, а именно народ.
С первой до последней страницы мы будем следить не просто за описываемыми событиями, но за трансформацией главного героя, его характера, его личности. Это будут разные люди – тот, что встретил нас на первой странице и тот, с кем мы попрощаемся на последней. И неважно, погибнет герой в конце или останется в живых – он станет другим человеком. И чем больше разрыв в этой трансформации, тем насыщеннее будут либо события, либо чувства, которые он переживет.
Структуру книги я показала на примере шашлыка. Шампур – это линия повествования, куски мяса, которые мы нанижем, это события, в которых герой принимает решения. Лук между мясом – это объяснения, почему он это сделал (описания, диалоги или, как у Толстого или Шекспира, длинные монологи-рассуждения). Встречи с другими героями книги раскрывают суть характера и изменения личности главного героя на протяжении всего повествования. Мы вводим любых второстепенных героев только с этой целью. Или не вводим.
Вообще любой персонаж, события, описание природы – всё работает на раскрытие внутренних побуждений главного героя и, в конечном итоге, рисует картину трансформации его личности. Или мы безжалостно выкидываем целые куски текста.
Еще затронули работу со словарями синонимов (зачем и как), поговорили о психологической сомозащите писателя, о настройке на работу и так по мелочи.
Если вы хотите подобную консультацию, напишите мне в личных сообщениях фб или на почту.
UPD: Вот что мне написала Зульфия о нашей беседе:
«Спасибо, Лариса! Было здорово. Пока вас слушала, наконец-то поняла некоторые вещи, которые встречала в нескольких книгах по писательскому мастерству, но никак они в голове не укладывались. Сегодня улеглись стройными рядами — и это отлично. Вы интересно, образно рассказываете — про шашлык оч понравилось)). Еще раз спасибо за эту утреннюю беседу!»