Сторителлинг (от англ. storytelling — «рассказывание историй») — один из самых эффективных приемов управления людьми.
Сторителлинг, как инструмент менеджмента, решает такие задачи, как:
- Внедрение корпоративной идеологии (миссия, ценности, правила).
- Привлечение внимания к стратегическим целям организации.
- Формирование культуры лидерства.
- Передача сформировавшихся в организации знаний, включающих корпоративные традиции и нормы.
- Повышение эффективности бизнес-процессов по распространению, сохранению и использованию знаний.
- Обучение сотрудников с описанием успешных и неудачных примеров в работе.
- Управление мотивацией сотрудников.
- Повышение эффективности коммуникации в организации.
- Формирование благоприятного имиджа организации во внешней и внутренней среде.
- Повышение популярности руководителей, придание им авторитета, формирование образца для воспроизведения.
- Контроль отношения сотрудников к ошибкам и проблемным ситуациям.
- Повышение эффективности коммуникаций на разных уровнях, в том числе между руководителями и подчиненными.
- Инструмент безболезненного прохождения кризисных периодов в функционировании организации.
- Повышении эффективности управления организационными изменениями, снижение сопротивления изменениям.
Есть три причины, почему мы любим истории:
Во-первых, истории экономят нам время и силы. Нам не нужно наступать на собственные грабли, если можно узнать, как это сделал кто-то другой и к чему это привело. Истории служат нам мнемоническими инструментами для хранения важных советов о том, как выживать в окружающем мире.
Во-вторых, истории значительно упрощают нашу коммуникацию, помещая важную информацию о мире и человеке в последовательные нарративы. Мозг предпочтет конкретные сценарии в стремительном информационном потоке.
В-третьих, истории помогают нам понять и упорядочить собственную жизнь, потому что мы не воспринимаем ее в виде набора случайных событий. В 2009 году опрос компании StrategyOne показал, что 51% опрошенных воспринимает свою жизнь как «путешествие», 11% как «битву» и 8% как «роман».
Способность придумывать и рассказывать истории — одна из ключевых адаптаций человека в мире, которая подкреплена при этом выделением гормонов удовольствия. Этим обязательно стоит воспользоваться.
Хорошая корпоративная история имеет четыре обязательных элемента:
- Послание (мораль, или вывод, который сделает слушатель; требует от автора четкой и ясной формулировки).
- Конфликт (обнаружение проблемы, требующей решения, борьба с такими факторами как время, ограниченность в средствах и т.д.;
- Герои (персонажи, с которыми слушатель ассоциирует себя или руководителя).
- Сюжет (типичная рабочая ситуация или, наоборот, кризис, затрагивающий работу компании).
_
Принципы убедительного сторителлинга:
- Драматургия. В истории должна быть хотя бы маленькая драма. Драматическая ситуация – это событие, в котором герои рассказа попадают в условия, когда внешние силы и проблема проявляются больше, чем силы героев.
- Детальность. Использование деталей позволяет ярче передавать эмоции. Именно с помощью деталей рассказчик управляет чувствами слушателей.
- Динамичность В рассказе необходимо делать регулярные эмоциональные переходы. Слушатель привыкает к однородному эмоциональному воздействию и, если не происходит эмоциональных поворотов, внимание начинает рассеиваться.
- Выразительность. Рассказчику следует использовать жесты, мимику и различные интонации.
- Лаконичность. Рассказы не должны быть слишком долгими и утомительными. В истории делается акцент на главной мысли.
- Выводы. Важно, чтобы рассказ завершился поучением.
- Ненавязчивость. Корпоративный рассказ должен быть максимально ненавязчивым. Не следует повторять одну и ту же историю по несколько раз, иначе такие рассказы могут со временем наскучить. Исключение: если были получены какие-то новые факты.
- Сквозные рассказы. Знакомить с историей нужно сотрудников на всех уровнях. Однако для каждого уровня интерпретация должна быть своя.
- Постоянная практика. Сторителлинг должен стать регулярным инструментом, и не вызывать у сотрудников удивления.