Социальный капитал — это набор связей с другими людьми, с которыми знаком и взаимодействует человек, а также ресурсы, доступные благодаря этим контактам. Качество социального капитала измеряется уровнем доверия в этих взаимоотношениях и наличием устойчивых групп с общими нормами и ценностями.
Создание социального капитала — то немногое, на что мы реально можем повлиять, чтобы быстро изменить свою жизнь к лучшему.
Если для счастья и реализации жизненных планов нам нужно больше людей, с ними необходимо познакомиться или восстановить утерянные связи. Если уже всё хорошо, то на первый план выходит другая задача — сохранить людей, которые делают нам это «хорошо». Поэтому важно уделять внимание качеству общения, которое кроме прочего является залогом психического и физического здоровья.
Взгляд глаза в глаза стимулирует нервную систему на продукцию нейромедиаторов, которые снижают реакции стресса и тревоги. Рукопожатия, не говоря уже про объятия, способствуют выработке окситоцина, который понижает влияние кортизола, избыток которого приводит к нарушению метаболических процессов, гормональным сбоям, ослаблению иммунитета, расстройству пищеварения, ослаблению потенции, бессоннице и другим проблемам. Доброжелательное общение повышает и уровень дофамина, который повышает нашу продуктивность, дает некоторое ощущение эйфории и даже производит болеутоляющий эффект. Интересное исследование на этот счет здесь.
Особенно важны социальные связи для людей старшего возраста. Контактируя с другими, человек ощущает себя как личность, развивает свой внутренний мир, поддерживая чувство собственной значимости и нужности. Интересные исследования на эту тему здесь.
Критически важно наличие социального капитала для создания успешного бизнеса. Автор книги «Русский нетворкинг», ментор бизнесменов из списка Forbes Александр Кравцов утверждает: «Все известные мне успешные бизнесы построены на привилегиях: кто-то кому-то дал доступ к чему-то, что для остальных недоступно: технологии, квоты, контракты… Высокая маржинальность, большие объемы только так и получаются».
Интересное исследование Института образования НИУ ВШЭ «Социальный капитал и образовательные ожидания семей» выяснило, что разные виды капитала — культурный, экономический и социальный — концентрируются в одних и тех же семьях и усиливают влияние друг друга.
Создавать свой социальный капитал, также, как и финансовый, нужно задолго до того, как он понадобится. Для этого нужно укреплять отношения с близкими («сильные связи») и наращивать «слабые» связи, которые всегда можно «вывести из тени».
И самое главное: создание своего окружения — это всегда наша личная ответственность. Не прилетит вдруг волшебник на голубом вертолете и на окружит нас множеством друзей и полезных контактов. Поэтому нужно учиться не только знакомиться с нужными людьми, но и осваивать коммуникативные навыки, которые будут способствовать беспроблемному взаимодействию, которое лежит в основе доверия — компонента, без которого невозможно создать ни социальный капитал, ни какой другой.