В 70-х годах прошлого века американский социолог Марк Грановеттер доказал, что в межличностной коммуникации слабые связи имеют большее значение, чем сильные.
В статье «Сила слабых связей» он утверждал, что, хотя сильные связи (т.е. близкие отношения с друзьями и семьей) важны для эмоциональной поддержки, слабые связи (т.е. более отдаленные или случайные отношения) более ценны с точки зрения предоставления доступа к новой информации и возможностям.
Согласно теории слабых связей, сильные связи человека обычно состоят из людей, которые похожи на них с точки зрения демографии, ценностей и интересов. Эти люди, как правило, делятся большим количеством одной и той же информации и ресурсов, и в результате они вряд ли будут источниками новой информации.
Напротив, слабые связи обычно состоят из людей, которые менее похожи на нас и имеют доступ к другим социальным кругам и сетям. В результате они, скорее всего, будут источниками новой и разнообразной информации, которая может быть особенно ценной для людей, желающих найти новую работу или использовать новые возможности.
По следам исследований Грановеттера в 1995 году вышла работа исследователей Уолтера Пауэлла и Лорели Смит-Дор «Сети и хозяйственная жизнь», где подробно описано, как связи помогают в поиске работы и продвижении по службе. Например, новые работники, попавшие в фирму «по знакомству», получают доступ к неформальным отношениям на рабочем месте, тем самым, значительно упрощая себе процесс обучения и вхождения в работу.
Что касается женщин, то их доступ к основным неформальным сетям компании часто ограничен, поэтому представительницы прекрасного пола, имеющие те же навыки и занимающие те же позиции, что и мужчины, но исключенные из неформальных связей, часто не могут заключать альянсы и заручаться поддержкой более высокого уровня.
Сила связей обнаруживает себя и в таком явлении как землячество, когда приезжие быстрее находят хорошую работу, чем коренные жители. Это же подтверждают современные исследования LinkedIn — во всем мире почти 85% вакансий закрывают через знакомства.
Если вам не повезло учиться в престижном вузе или получить полезные связи от родителей, стоит заняться нетворкингом.
Для начала определитесь, кто вам нужен, потом — где искать этих людей, далее — чем вы можете быть им полезны.
На различных выставках, конференциях, форумах, корпоративных вечеринках, курсах повышения квалификации и семинарах кофе-брейки часто называют нетворкинг-сессиями, но насколько успешно вы будете их использовать, зависит только от вас. Поэтому на этапе подготовки к мероприятию ознакомьтесь с повесткой дня. Отметьте для себя интересные выступления, а также людей, с которыми хотите познакомиться. Заранее продумайте темы, которые могут стать отправной точкой разговора, подготовьте вопросы. Спрашивая, вы показываете свою заинтересованность и по-настоящему располагаете к себе. Обязательно обратитесь к интересующему вас человеку по имени или по имени и отчеству, выслушайте ответ, после чего обменяйтесь визитками и немного расскажите о себе — чем вы занимаетесь и чем можете быть полезны.
На профессиональных конференциях и форумах старайтесь участвовать в дискуссиях — часто это единственный шанс обратить на себя внимание авторитетных членов профессионального сообщества, с кем в другой ситуации вы вряд ли могли бы пообщаться.
Важно научиться производить хорошее первое впечатление. Речь не о внешнем виде — это безусловная аксиома — а о том, как интересно представить себя в паре предложений. Стоит отойти от сухих обобщенных формулировок, содержащих только должность и сферу деятельности. Лучше кратко описать, чем конкретно вы занимаетесь, например: «Я Лариса Столетова, тренер навыков общения. С моей помощью люди становятся более успешны в карьере и бизнесе, а также налаживают личную жизнь».
Получая визитки от новых знакомых, вносите их в личную электронную базу контактов — с указанием не только телефонов и должностей, но и дней рождения, круга профессиональных и личных интересов, чтобы иметь повод поддерживать связи, поздравляя с днями рождения, профессиональными праздниками, отмечая успехи и достижения.
Кстати, совсем не лишним будет на следующий день написать новому знакомому фоллоу-ап письмо. В нем можно прислать какие-либо материалы, ссылки по теме вчерашнего разговора или просто выразить удовлетворенность состоявшимся знакомством. Оставлять «крючки» во время первого разговора и с их помощью напоминать о себе уже после встречи — секретный лайфхак успешных нетворкеров.