Комплимент и похвала

Комплимент и похвала относятся к тактикам сближения в общении наряду с такими, как:

— этикетные формулы,
— активное слушание,
— употребление личных местоимений множественного числа «мы/наш», которые показывают включенность партнера в сферу интересов говорящего,
— прямые признания в симпатии.

В деловом общении этот набор немного сокращается — из него уходит последний пункт.

Что касается комплиментов и похвалы, то о них стоит знать простое правило: похвала предполагает оценку какого-либо действия, тогда как комплимент такую оценку не предполагает.

Соответственно, не стоит хвалить человека старше вас или стоящего выше вас по социальной лестнице. Похвала уместна с подчиненными и детьми — для корректировки их действий.

Если подчиненный вас оценивает: «Классная работа, босс!» стоит принять эту похвалу довольно сухо, давая понять, что оценивать вас можете вы сами и/или вышестоящее руководство.

Достаточно кивка головы и полуулыбки, но не стоит говорить ему: «Спасибо», потому что так вы подадите надежду на управленческую борьбу с вами, а это может в дальнейшем привести к конфликтам.

Расскажу на примере. Ко мне в личный коучинг по коммуникативным навыкам обратилась молодая и очень красивая бизнес-леди. Сфера ее бизнеса такова, что в подчинении мужчины старше нее, которые научились саботировать задачи.

Мы стали разбираться и увидели, что один из механизмов потери ее власти был в том, что она позволяла себя хвалить и делать комплименты ее внешности.

Хвалить и выражать одобрение или неодобрение в иерархии может только старший, а комплименты внешности могут делать только люди из близкого круга, поэтому ей был дан совет пресекать все попытки хвалить ее и забирать эту функцию себе, давая конструктивную обратную связь, в которой похвала и критика были в соотношении 3:1.

Было сложно, но она справилась. Итог: мужской коллектив работает как часы. К ней отношение изменилось с «наша Барби» на Елена Петровна.