Как пахлава, только слаще

Похвала — это признание важности работы сотрудника, признание того, что он вносит свой вклад в общее дело (закрытие потребности принадлежать к группе). Замечено, то изменение атмосферы, которое случается, когда руководитель приобретает привычку высказывать одобрение, настолько ощутимо, что после уже никому не хочется выплескивать негатив, и в итоге компания экономит значительные суммы и на материальной мотивации, и на рекрутинге.

Похвала в кризис способна поддерживать команду в рабочем состоянии. То же самое относится и к семье. Моя знакомая рассказала, как смогла вытащить из страшной паники свою маму, находившуюся в зоне боевых действий. Между делом она сказала: «Мама, я так горжусь тобой — ты такая смелая, сильная, заботишься обо всех» (с нею в квартире находились сын с невесткой и двое маленьких детей). А на следующее утро мама в телефонном разговоре сообщила, что впервые за все время выспалась, и даже нашла в себе силы шутить.

Удивительно, но факт — часто самые трудолюбивые работники и самые крутые специалисты не умеют себя хвалить. Недавно в соцсети одного из ведущих специалистов в своей области прочитала, как женщина реально страдала, когда на одном из тренингов ей пришлось гордиться и наслаждаться результатами. Далее она рассказывает о своих достижениях в работе, но не в силах похвалить себя. Вот ее слова: «Что должно следовать за этим? Разумеется, гордость, ощущение собственной победы, наслаждение моментом. Но я прямо вижу, как сливаю всю эту гордость и иду жарить условные сырники. Потому что «солнце еще высоко, твои победы ничего не стоят, работай дальше и когда-нибудь…» <…> Скажите мне, что я молодец, а? А то сырники меня съедят, и я так и не научусь проживать гордость побед».

Если друзей и родных можно хвалить за что угодно, то сотрудников руководитель должен хвалить за те положительные качества, которые они проявляют регулярно и которые стоят в приоритете для организации. Это может быть оперативность, самостоятельность, пунктуальность, ответственность, нестандартный подход, упорство в достижении нужного результата.

Чтобы сформировать культуру обратной связи, создавайте цели и отслеживайте прогресс по методологии OKR (Objectives and Key Results). Результат цели = сумма оценок ключевых результатов. Поскольку цели должны быть амбициозными, нормальным считается их достижение на 70%. Если сотрудник регулярно добивается 100% — значит, он устанавливает недостаточно амбициозные задачи. Если же какая-то цель постоянно выполняется на 50%, обратите внимание на возможные структурные проблемы в компании, которые препятствуют реализации задач по OKR.

Правила похвалы сотрудников:

  • Обращение должно быть личным, по имени и отчеству.
  • Избегайте оценочных слов типа «молодец» и «умница», которые относятся к характеру личности, а не являются признанием конкретного вклада в дело.
  • Похвала должна быть конкретной. Сотрудник должен точно понять, что именно вы одобряете.
  • Выделяйте то, за что вы хвалите. С помощью правильной похвалы давайте положительное подкрепление только желательному для нас поведению (вспомним дрессировщицу Карен Прайор и ее дельфинов).

Примеры похвалы

1. Покажите человеку важности его работы для коллектива.

       Какие фразы можно сказать:

  • У Вас получилась прекрасная презентация! Вас слушали, раскрыв рот!
  • Классный проект, уверен, он получит грант уже в этом году.
  • Великолепное изобретение. Думаю, оно поможет нашей компании обогнать конкурентов.

2. Признайте авторство собеседника в решении задачи. Не хвалите сам факт преобразований, а укажите, что именно благодаря Андрею Сергеевичу всё стало значительно лучше.

       Какие фразы можно сказать:

  • Это Ваша победа, Андрей Сергеевич.
  • Вы сделали именно то, что всем нам было так нужно.
  • Я знала, Марина Васильевна, что Вы сможете.

3. «Было сложно, но ты справился». Нам всем часто хочется, чтобы другие заметили, сколько работы, сил и терпения стоит за результатом. «Хорошо сделал» — в таком случае будет звучать оценочно и крайне неуважительно по отношению к труду другого человека. Не оценивайте, а восхищайтесь проделанной им работой. По закону иерархии оценивать может только старший в системе. В семье это родители, а на работе — начальник.

       Какие фразы можно сказать:

  • Классно выступили. Вы смогли установить отличный контакт с такой сложной аудиторией.
  • Подготовить такую презентацию за такой короткий срок не каждому под силу!
  • Как Вам это удается? Заключить сделку с одного звонка! Просто супер!
  • Мало кто способен убедить шефа, а Вы смогли.

4. «У тебя есть, чему поучиться». Такая похвала подчеркнет важность деятельности подчиненных и коллег. Укажите, чему именно вы научились, иначе похвала превратится просто в набор слов.

       Какие фразы можно сказать:

  • У Вас отличные презентации! Всегда их вспоминаю, когда готовлю свои.
  • Всегда внимательно слушаю Ваши выступления на собрании. Они лаконичные, всегда четко и по делу. Стараюсь научиться так же.

Если во время похвалы нужно сделать замечание, воспользуйтесь специальной «формулой бутерброда»:

  • сначала идет похвала, что-то хорошее;
  • в середине критическое замечание в формате «что можно было бы сделать лучше»;
  • в конце снова одобрение.

Пример: «Виктория Валерьевна, это была прекрасная презентация, заказчики заинтересовались. Единственное, что в пятом слайде цифры вы взяли из прошлогоднего отчета, сегодня картина немного изменилась. В следующих раз, пожалуйста, будьте более внимательны. А в целом очень хорошая работа, благодарю, Виктория Валерьевна».

Человек расслабляется, когда слышит что-то приятное и критику воспринимает адекватно.

Правильная похвала закрывает потребности сотрудников принадлежать к группе и влиять, она сопровождается выработкой гормонов счастья, создавая лояльность компании и вовлеченность в работу. При этом очень важно не забывать о правильной дистанции с подчиненными. Никакого панибратства быть не должно, иначе руководитель потеряет власть и сам будет выполнять всю работу в то время, как подчиненные — лишь имитировать бурную деятельность.

Как НЕ нужно хвалить:

  • Противопоставлять коллегам: «Идея отличная! Сразу видно, кто в команде работает, а кто ерундой занимается».
  • Навешивать ярлыки. Почувствуйте разницу: «Какой же ты смелый! Я восхищен тобой!» и «Восхищен твоим поступком! Это очень смело!» В первом случае вы навешиваете на человека ярлык, присваивая ему качество, которое он, возможно, не захочет проявить в другой раз, но под влиянием ярлыка будет чувствовать себя обязанным, что рано или поздно приведет к напряжению. Во втором случае вы просто восхищаетесь частным случаем его жизни, мягко поощряя действовать так же и в дальнейшем.
  • Хвалить непонятно за что. Фраза «спасибо за прекрасно выполненную работу» ничего не говорит о том, что конкретно сделал человек. Кроме того, подобные комплименты быстро забываются. Выделите реальный вклад коллеги — «подобрал весомые аргументы на переговорах», «отследил важные данные в сервисе аналитики» — и стройте на них похвалу. Комплимент может звучать так: «Ты сегодня спас переговоры! Твои аргументы заставили клиента передумать».

Если хвалят вас

Похвала — это позитивная оценка чьей-либо деятельности, при этом, главное слово здесь «оценка», а оценивать может лишь тот, кто занимает более высокую ступень в системе. В семье родители хвалят и благодарят детей, а дети — только благодарят. На работе точно также. Если подчиненный вас оценивает: «Классная работа, босс!» стоит принять эту похвалу довольно сухо, давая понять, что оценивать вас можете вы сами и/или вышестоящее руководство. Достаточно кивка головы и полуулыбки, но не стоит говорить ему: «Спасибо», потому что так вы подадите надежду на управленческую борьбу с вами, а это может в дальнейшем привести к конфликтам.