Чтобы понять это, письменно ответьте на вопросы чек-листа. Работать нужно обязательно письменно, так как большая часть ситуаций «я не знаю, что делать» создана слишком обтекаемыми и размытыми формулировками, что именно идет не так.
Шаг 1. Определить проблему
- Нужно выбрать ситуацию, которую вы распознаете как проблему (кто-то или что-то мешает выполнению текущих задач).
- Описать ее как можно более конкретно: кто что делает, как, когда, где, как выглядит нежелательный результат.
- Описать желаемый результат.
- Является ли проблемой заявленное событие или только ваша реакция на него?
- Посмотреть на ситуацию глазами остальных ключевых участников: видят ли они в этом проблему и почему. Можно посоветоваться с коллегами.
Шаг 2. Определить план действий
- Проанализировать прошлый опыт. Случалось ли подобное с кем-либо?
- Составить список возможных решений, выбросить из него те, что ранее использовались и не привели к решению.
- Составить план действий для прогнозируемых осложнений «что если…» на тот случай, если что-то пойдет не так.
Шаг 3. Определить ожидания
- Для себя — проверить их реалистичность.
- Для других ключевых участников ситуации — какое поведение вы ожидаете, а какое вас не устроит.
Шаг 4. Сказать ключевым участникам о ваших ожиданиях.
- Проверить, точно ли вас поняли и к одному ли результату вы стремитесь прийти.
- Если вас не услышали, это повод предъявить претензию.
Пример:
Шаг 1. Определить проблему
- Сотрудница отдела маркетинга Варвара опаздывает на совещания.
- Она приходит позже всех, когда small-talk уже прошел и коллеги настроились на рабочий лад, кто-то делает сообщение. Тут заходит Варвара, красивая, эффектная девушка, и всё внимание коллег, особенно мужчин, отвлекается на нее. Она выбирает место, шутит и флиртует, чем расхолаживает атмосферу еще больше.
- Желаемый результат: Варвара приходит заранее, скромно занимает свое место и принимает участие в работе наряду с коллегами.
- Конечно, моя реакция может быть и эмоциональна, но мы и-за нее не укладываемся в регламент.
- Пообщался с начальниками отделов, кто-то считает Варвару просто молодой и неопытной, а кто-то, как и я, видит ее наплевательское отношение к делу.
Шаг 2. Наметить план действий
- Такое уже было с Алексеем. Его пришлось уволить, потому что он вообще не умеет работать в команде. Варвара тоже из категории «звезд», она очень креативно мыслит, и не хочется ее терять.
- Список решений: наказать за очередное опоздание выговором не эффективно, Алексей после такого сразу уволился. Можно попробовать составить правила совещаний и обсудить его на следующем совещании. Кроме того, напечатать и повесить правила во всех кабинетах.
- Что если Варвара воспримет это как что-то личное. Постараться обсуждать только опоздания, но не упоминать ее имя.
Шаг 3. Определить ожидания
- Я ожидаю, что Варвара прислушается и станет проявлять больше дисциплины.
- Меня не устроит, если она проигнорирует принятие правил.
Шаг 4. Сказать ключевым участникам о ваших ожиданиях.
- Обсудить со всей командой правила. В самом конце обсуждения спросить каждого, готов ли он следовать правилам. И Варвару.
- Если Варвара и после этого продолжит опаздывать, это повод предъявить претензию начальнику отдела маркетинга.