В мире, сосредоточенном на финансах и технологиях, люди часто забывают о таких нематериальных вещах, как благодарность. Это большая ошибка, как в личных отношениях, так и в деловых. Деньги закрывают потребности из нижних уровней Пирамиды Маслоу (без которых, естественно, никак), но благодарность — потребности в принадлежности к группе, в признании и уважении. А это гораздо более высокий уровень взаимоотношений.
Слова благодарности сообщают человеку, что он сделал что-то хорошее, что-то стоящее, что не зря прожил еще один день жизни, что закрывает его потребность быть значительным. Дейл Карнеги писал: «Потребность в сознании своей значительности — это мучительный неутолимый голод человеческого сердца».
Благодарность — основа доверия и уважения, на котором строится внутренняя интеграция, которой Адизес в своих трудах придает так много значения. И на практике эти принципы реализованы уже во многих компаниях. Например, в Coca-Cola HBC Россия в 2014 году на взаимной благодарности и уважении к труду сотрудников построили систему нематериальной мотивации.
Руководство компании, в которой по всей стране трудилось порядка 10 000 человек, пришло к пониманию, что продуктивность и вовлеченность персонала только в том случае будут стремиться к максимальной, если работники чувствуют собственную значимость для общего дела, поддержку и признание. Был создан проект «Высшая лига», где систематизированы все мотивационные программы, которыми пользовались руководители и привели их в соответствие с ценностями бизнеса. Так появились десять принципов благодарности:
- То, за что ты собираешься признать своего сотрудника, должно работать на цели нашей компании.
- Думай над тем, какая форма признания была бы приятна твоим сотрудникам.
- В начале года расскажи своей команде о том, в каких номинациях ты будешь отмечать их достижения и результаты.
- Отмечай все результаты, достойные признания.
- Признавай достижения своих сотрудников вовремя. Помни — хороша ложка к обеду;
- Научи своих подчиненных признавать достижения других.
- Думай об эффективности выбранных тобой способов нематериальной мотивации.
- Используй любую возможность сказать спасибо. Тем самым ты выражаешь свою признательность членам своей команды за ваш командный результат. Произнесенная публично благодарность — один из самых сильных способов признания.
- Обязательно объясни, за что конкретно ты выражаешь благодарность, какие именно действия и результаты сотрудника заслужили признание. Делай так, чтобы о них узнали все члены твоей команды.
- Объясни, в чем заключалась ценность того действия или поведения, которое ты отмечаешь и признаешь, как они помогли тебе, вашей команде и нашей компании.
Кроме руководителей выражать благодарность призывают и рядовых сотрудников. В компании существует интерактивный онлайн-сервис «Скажи спасибо», где каждый член команды может поблагодарить коллегу за проделанную работу, написав неформальное послание. Все авторские «спасибо» открыто публикуются на внутреннем интранет-портале, а человеку, которому адресовано сообщение, приходит оповещение. За год там публикуется более пяти тысяч сообщений.
Бизнес-леди из Перми, основатель бренда «Тортолино» Елена Вяткина в интервью рассказала мне очень интересный способ благодарить подчиненных: «Знаете, мы придумали такую штуку. В день рождения каждого сотрудника я просила: давайте говорить, чем он отличается. Мы называли его уникальные качества. И даже если кто-то из коллег не участвовал в поздравлении лично — у нас семь торговых точек, производство и офис — то приветствовалось, когда человек пишет поздравление и упоминает, чем именинник уникален. Когда в коллективе мы обращаем внимание не на недостатки, а на отличия, постепенно человек начинает в себе эти качества замечать, ценить свою уникальность, ценить уникальность коллег. Эта «оценка» со стороны помогает отследить собственный рост, а это дорогого стоит, я вам скажу.
Я всегда собирала эти записи. Со временем на каждого сотрудника у нас была своя папочка, где хранились записи о его уникальных качествах. Это удобно — ты точно знаешь, кому какой проект поручить.
Однажды мы решили написать сотрудникам благодарственные письма. Повод не помню. Занималась этим наша менеджер по развитию Она написала каждому персональное письмо, используя эти записи из папок с качествами. При затратах в районе трёхсот рублей на конверты и марки, эффект был потрясающим.
Письмо выглядело примерно так: «Уважаемая Алла Михайловна, компания «Тортолино» благодарит Вас вот за такие-то достижения и вот за такие ваши личные качества, проявленные в труде». Мне потом эта Алла Михайловна рассказывала: «Я прихожу уставшая с работы, подхожу к дверям, выходит соседка: «Алла, пойдем прогуляемся». «Нет, я устала, не могу». Полезла в почтовый ящик, достаю конверт, на конверте «Тортолино». Думаю, господи, что еще? Распечатываю этот конверт, и по телу пошло тепло. И соседка из-за плеча говорит: «Ого, в какой крутой компании ты работаешь! И мы пошли с ней погуляли, такие довольные, и я счастливая-счастливая легла спать».
А потом, через год или больше мы написали подобные письма родителям сотрудников. Вот где было море слез, гордости и благодарности. Главное, делать это искренне, тогда волна душевности, любви и приверженности сотрудников просто зашкаливает.
И бизнес-эксперт Евгений Котов благодарит за хорошую работу не только своих сотрудников, но и их родителей, присылая на праздники цветы и корзины с фруктами. Это очень красивая традиция, потому что иногда людям в силу тех или иных обстоятельств очень сложно сказать своим родителям спасибо. Так он решает и управленческие задачи, и чисто по-человечески помогает своим сотрудникам.
Ещё по теме благодарности здесь.