Всегда ли нужно высказывать претензию?

Чтобы понять это, письменно ответьте на вопросы чек-листа. Работать нужно обязательно письменно, так как большая часть ситуаций «я не знаю, что делать» создана слишком обтекаемыми и размытыми формулировками, что именно идет не так.

Шаг 1. Определить проблему

  • Нужно выбрать ситуацию, которую вы распознаете как проблему (кто-то или что-то мешает выполнению текущих задач).
  • Описать ее как можно более конкретно: кто что делает, как, когда, где, как выглядит нежелательный результат.
  • Описать желаемый результат.
  • Является ли проблемой заявленное событие или только ваша реакция на него?
  • Посмотреть на ситуацию глазами остальных ключевых участников: видят ли они в этом проблему и почему. Можно посоветоваться с коллегами.

Шаг 2. Определить план действий

  • Проанализировать прошлый опыт. Случалось ли подобное с кем-либо?
  • Составить список возможных решений, выбросить из него те, что ранее использовались и не привели к решению.
  • Составить план действий для прогнозируемых осложнений «что если…» на тот случай, если что-то пойдет не так.

Шаг 3. Определить ожидания

  • Для себя — проверить их реалистичность.
  • Для других ключевых участников ситуации — какое поведение вы ожидаете, а какое вас не устроит.

Шаг 4. Сказать ключевым участникам о ваших ожиданиях.

  • Проверить, точно ли вас поняли и к одному ли результату вы стремитесь прийти.
  • Если вас не услышали, это повод предъявить претензию.

Пример:

Шаг 1. Определить проблему

  • Сотрудница отдела маркетинга Варвара опаздывает на совещания.
  • Она приходит позже всех, когда small-talk уже прошел и коллеги настроились на рабочий лад, кто-то делает сообщение. Тут заходит Варвара, красивая, эффектная девушка, и всё внимание коллег, особенно мужчин, отвлекается на нее. Она выбирает место, шутит и флиртует, чем расхолаживает атмосферу еще больше.
  • Желаемый результат: Варвара приходит заранее, скромно занимает свое место и принимает участие в работе наряду с коллегами.
  • Конечно, моя реакция может быть и эмоциональна, но мы и-за нее не укладываемся в регламент.
  • Пообщался с начальниками отделов, кто-то считает Варвару просто молодой и неопытной, а кто-то, как и я, видит ее наплевательское отношение к делу.

Шаг 2. Наметить план действий

  • Такое уже было с Алексеем. Его пришлось уволить, потому что он вообще не умеет работать в команде. Варвара тоже из категории «звезд», она очень креативно мыслит, и не хочется ее терять.
  • Список решений: наказать за очередное опоздание выговором не эффективно, Алексей после такого сразу уволился. Можно попробовать составить правила совещаний и обсудить его на следующем совещании. Кроме того, напечатать и повесить правила во всех кабинетах. 
  • Что если Варвара воспримет это как что-то личное. Постараться обсуждать только опоздания, но не упоминать ее имя.

Шаг 3. Определить ожидания

  • Я ожидаю, что Варвара прислушается и станет проявлять больше дисциплины.
  • Меня не устроит, если она проигнорирует принятие правил.

Шаг 4. Сказать ключевым участникам о ваших ожиданиях.

  • Обсудить со всей командой правила. В самом конце обсуждения спросить каждого, готов ли он следовать правилам. И Варвару.
  • Если Варвара и после этого продолжит опаздывать, это повод предъявить претензию начальнику отдела маркетинга.