О ценностях и предназначении предпринимателя мы поговорили с экспертом в области развития осознанности, лидерства и предпринимательства, основателем инвестиционного фонда AAA TRUST и экосистемы InReality, соавтором книги «Твоя бизнес-идея. Мечтать и создавать» Игорем Дубинниковым.
— Игорь, одно из центральных мест вашего сайта отведено ценностям. Почему?
— Ценности — это своеобразный человеческий фильтр. Когда кто-то заявляет, что для него ценно, это определенным образом выстраивает и человека по отношению к миру, и мир по отношению к нему — фильтрует пространство.
— Почему именно в таком порядке: жизнь, свобода, счастье, любовь, предпринимательство, лидерство, творчество?
— Самое главное, что у нас есть — это жизнь, без нее все остальное не имеет никакого смысла. Если ты мертв, все превращается в ноль. Свобода — наличие выбора и способность принимать осознанные решения, а также нести за них ответственность, прежде всего перед самим собой. Счастье — то состояние, которое я испытываю от проживания жизни. Любовь — безусловное принятие ценности и самой жизни, и тех людей, которые меня окружают, и самого себя. Предпринимательство — деятельная сторона жизни, без деятельности мы деградируем: тупеем и делаемся несчастны. Лидерство — принятие своего предназначения, выстраивание отношений с самим собой и с окружающими людьми, а в пределе — помощь другим людям в осознании и реализации их предназначения. Ну, и творчество — это самореализация, способность к креативу, нестандартному решению задач.
— Это градация от главного к второстепенному?
— Здесь нет ни главного, ни второстепенного. Я верю, что мы созданы по образу и подобию творца и через такую последовательность ценностей реализуем свою жизнь, высшим проявлением которой считаю творчество.
— Когда вы говорите о свободе, упоминаете «осознанные решения», что это значит для вас?
— Ключевым здесь является слово «осознанность». Я понимаю его как динамическое состояние определенности в различных вопросах жизни. Соответственно, я принимаю решение из состояния, когда я определился, и эта определенность основана на совокупности выборов, которые я уже совершил в жизни, и на тех ценностях и принципах, которые у меня есть.
— Чтобы эти принципы понять нужно провести какую-то работу?
— Безусловно. Следует задать себе главные жизненные вопросы: «Зачем ты живешь? Что ты хочешь? Что ты можешь? Кому это нужно? Зачем? Чем ты полезен? Что ты любишь? Что тебя делает счастливым или несчастным? Какие у тебя есть страхи? Что вызывает стресс?» и другие, касающиеся здоровья, финансов, отношений с другими людьми, баланса этих отношений. Много вопросов.
Когда делаешь это первый раз, то формируешь свою картину мира, свое мировоззрение, основу своей личности. В дальнейшем сверяешь свое позиционирование по этой системе координат.
— Как часто вы отвечаете себе на эти вопросы?
— Каждые 49 дней. Для меня 7 недель — своеобразный цикл. При этом каждый день я выделяю час времени, чтобы заниматься письменными практиками. Это время для себя, когда я формирую отношения с самим собой.
— Большое внимание в ваших программах уделено теме лидерства. Вы считаете себя лидером?
— Да.
— Долго к этому шли?
— Я продолжаю идти. Это ежедневное подтверждение собственным примером каких-то лидерских принципов. В 2018 году я создал курс по лидерству. Когда сам его прошел, убедился в своем несовершенстве. Теперь, зная, какую версию себя я стремлюсь создать, из этой дельты черпаю энергию.
— Вы говорите, что лидер должен осознавать свое предназначение. Как это сделать?
— Есть замечательное упражнение, которое называется «Заявление о вкладе», я почерпнул его в книге Стивена Кови «Супер-работа, супер-карьера». Суть упражнения в том, чтобы выяснить для себя, что в мире несовершенно, какие проблемы ты хочешь решать и какие у тебя для этого есть таланты. В результате вырисовывается понимание собственного предназначения. Сначала формулировка может быть длинной, потом ее можно сократить до 5-7 слов. Это и есть слоган по жизни.
— Как звучит ваш слоган?
— We invest in people — Мы инвестируем в людей.
— Как именно вы инвестируете в людей?
— Через повышение осознанности, а также денежные инвестиции через фонд
— Игорь, как вы считаете, миссия компании должна вытекать из предназначения владельца или ее может создать коллектив на стратегической сессии?
— Компания — это воплощение миссии предпринимателя. В первую очередь он должен сформулировать ответы на главные вопросы, понять свое предназначение, а потом заниматься бизнесом, потому что, если предприниматель не понимает зачем он живет, как можно построить бизнес?
— А такая цель как просто заработать денег не работает?
— Нет, не работает.