Есть ли у вашей компании миссия?

Миссия — это послание о предназначении.

Часто компании неправильно формируют свою миссию. К примеру, компания заявляет, что ее миссия — «Эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивать удобство банковского обслуживания». Другая декларирует, как «Неустанная забота и обеспечение максимального комфорта каждому гостю». Третья видит своё предназначение в «Обеспечении потребителей вкусной и высококачественной продукцией». Но на самом деле — это лишь набор наиболее общих целей компании или выражение ценности, предлагаемой потребителям. Эти формулировки тянут на «ценностное предложение», «бизнес-идею», «бизнес-концепцию», но не миссию. Получение прибыли, повышение качества продуктов и услуг, развитие технологий, удовлетворение потребностей покупателей — это не миссия, а цели бизнеса. Миссия должна воодушевлять и собственника бизнеса, и его сотрудников.

Миссия — выражение смысла бизнеса в виде процесса, ведущего к качественным, иногда кардинальным изменениям в жизни социума. Она всегда выходит за пределы бизнеса. Это не цель. Это процесс, или, если хотите, путь. Это вклад компании в развитие общества, отрасли, города, страны и даже мира. При этом, миссия — это не социальная ответственность и не благотворительность, которые можно рассматривать лишь как средства реализации миссии. Главное в миссии — влияние посредством своей деятельности на окружающий мир.

Основные признаки правильно сформулированной миссии:

  • Миссия объединяет бизнес и общество в создании продукта, потребительские свойства которого улучшают качество жизни людей.
  • Миссия проявляет социальную роль компании, ее вклад в развитие общества, отрасли, города, всей страны и даже мира.
  • Назначение миссии — подключение компании к ресурсам внешнего мира и, как следствие, стабильное развитие бизнеса на долгие годы.
  • Миссия — мощный энергетический ресурс, способный эффективно мотивировать сотрудников, мобилизовать для выполнения сверхзадач.
  • Выходя за пределы бизнеса, миссия всегда учитывает его специфику.

Примеры миссий, созданных с учетом данных рекомендаций:

  • Миссия IKEA: «Улучшение повседневной жизни каждого».
  • Миссия Amazon: «Создать пространство, в котором каждый может купить онлайн все, что пожелает».
  • Миссия Google: «Удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому».
  • Миссия Intel: «Создавать и улучшать компьютерные технологии для соединения и улучшения жизни каждого человека на земле».
  • Миссия российской корпорации «ЭКОНИКА» (строительство, инвестиции, промышленность): «Мы создаем новую эффективную модель российского бизнеса, основанную на передовом мировом опыте и лучших отечественных традициях предпринимательства и меценатства».
  • Миссия российской компании «Союзпушнина» (торговля пушно-меховыми товарами): «Создание условий для развития пушно-меховой отрасли, формирование сообщества профессионалов и завоевание лидирующих позиций страны на мировом рынке поставок пушно-мехового сырья».

В этих примерах видна попытка осмыслить и выразить в словах социальную роль компаний, выходящую за пределы удовлетворения потребностей и решения проблем клиентов. Если миссии нет, ее нужно найти на стратегической сессии.