О том, как решать сложные задачи в бизнесе и политике мы поговорили с Сергеем Фаером, изобретателем, мастером ТРИЗ, траблшутером с более чем 30-летним опытом решения задач, автором методик и научных разработок в области ТРИЗ, а также книг по поиску красивых решений. Сергей Алексеевич — президент Академии траблшутинга и создатель сообщества по применению ТРИЗ в бизнесе.
— Сергей, что значит быть траблшутером?
— Траблшутер с английского переводится как «отстреливающий проблемы». По сути, это человек, который берется решить проблемы любой сложности быстро и с минимальными затратами, таким образом, траблшутер — это специалист по решению проблем.
— В чем особенность Вашей профессии?
— Есть множество специалистов, которые решают сложные задачи, но не называют себя траблшутерами. Если ты так себя назвал, то обязуешься справиться с любой задачей. Обратной дороги нет — обязан решить. Не решил — значит не траблшутер. Это и ответственность, и стресс одновременно.
— Почему в основе траблшутинга лежит ТРИЗ?
— Теория решения изобретательских задач — это технологии управляемого творчества. Родилась теория в прошлом веке как набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем. Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер выяснил, что технические системы развиваются по объективным законам, и разные технические задачи часто решаются одними и теми же методами. Он выделил 40 общих изобретательских приема, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей. Он показал, как задачу привести к обобщённому виду, подобрать подходящий шаблон и решить.
— С чего начался Ваш путь в ТРИЗ?
— С книги Альтшуллера «Найти идею». Еще в институте, решая рядовую задачу, я повысил производительность установки в 1000 раз, при этом уменьшив ее габарит в сто раз, пользуясь изученными в книге инструментами. Этот успех настолько окрылил меня, что я решил связать свою жизнь с ТРИЗ. Со временем я вышел далеко за пределы технической сферы и применяю метод в бизнесе и политике.
— Политике?
— Я был консультантом в сорока выборных кампаниях, свой опыт решения политических задач от разработки стратегий до тактических вопросов описал в книге «Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы». Многие специалисты Public Relations взяли ее на вооружение и используют описанные там принципы.
— Какие это принципы?
— Первый принцип: мы создаем ситуации, в которых любое действие конкурента во благо себе приносит дивиденды нам. Второй: мы создаем ситуации, в которых действие конкурента во вред нам приносит нам же пользу. Третий посвящен тому, как самые незначительные ресурсы кампании могут привести к нашей победе. И четвертый, который гласит, что всегда существует возможность решить задачу выборной кампании наилучшим образом.
— Что Вы имеете ввиду, говоря «наилучшим образом»?
— Получить максимальный эффект с минимальными затратами. К этому же я стремлюсь и при решении бизнес-задач.
— Как Вы решаете бизнес-задачи, не являясь экспертом в той или иной сфере?
— В начале своей карьеры я много читал: буквально всю доступную литературу, чтобы погрузиться в специфику той или иной ниши. Сегодня я поступаю по-другому: перед консультацией приглашаю экспертов, которые глубоко разбираются в данной теме. Как правило, такие эксперты есть в компании, которая меня пригласила. Вместе с ними мы смотрим на задачу и ищем в ней противоречия, которые там «зашиты».
— Как вы работает с противоречиями?
Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого. В ТРИЗ выделяют три вида противоречий: административное — нужно улучшить систему, но я не знаю, как или не имею на это права; техническое противоречие возникает, когда улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра, и самое сложное противоречие — физическое противоречие, когда для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно.
— Приведите пример решения противоречия в бизнесе?
— Мои клиенты — компания, которая занимается производством и продажей ювелирных изделий — после пандемии приняли решение экономить, чтобы сохранить уникальных специалистов, при этом они должны были принять участие в грандиозной выставке в Москве, где ежегодно собираются все их партнеры и клиенты. Чтобы участвовать в выставке, нужно не просто подготовить стенд, необходимо привести ювелирные украшения в специальном вагоне с охраной, а также множество сотрудников. Все это должно было вылиться в 50 миллионов рублей, что противоречило идее экономить. Мы вместе с руководством стали искать идеальный образ и ИКР — идеальный конечный результат. Он звучал так: мы встретились со всеми своими партнерами и клиентами, переподписали договоры и пообщались со стрейкхолдерами в спокойной приятной обстановке, при этом не потратили огромные деньги. И тогда решение возникло как бы само собой — не участвовать в выставке, но в первый день вечером устроить роскошный банкет, куда пригласить всех нужных людей. В итоге общение состоялось, а затраты были на порядок ниже.
— То есть для решения задачи не потребовалось привносить ничего со стороны?
— Да, часто решение скрыто в самой задаче, главное — правильно ее сформулировать. Говорят, что правильно поставленная задача — это половина успеха. Я же считаю, что правильно поставленная задача — это 90% решения, а часто уже и само решение.
Интервью было опубликовано в Деловом издании газеты «Наш Белгород». Подписаться на издание можно здесь