В чем магия историй?

Настоящая магия хорошей истории в том, что, начиная слушать или читать, мы словно садимся на ледяную горку и катимся вниз, не имея возможности остановиться. Но при двух условиях…

О них я расскажу дальше, а пока несколько отрывков из разных историй. Отметьте для себя, какой вам откликнется так, что вы захотите эту историю прочитать.

1 «Недавно я отвез дочь в школу. Одетая в галстук и пиджак, она корчилась от дискомфорта в позднелетней жаре. После того, как она исчезла за воротами, я направился в свой офис в лондонском Сити. По дороге я отметил, что меня окружали банкиры в рубашках с открытыми воротами и без блейзеров. Некоторые носили кроссовки и джинсы…»

2 «Интервью я проводила с несколькими ключевыми лицами компании — собственником, директором по развитию, руководителем отдела продаж. По итогам составила карту смыслов, которая легла в основу маркетинговой упаковки продукта».

3 «Изначально фаундеры не планировали делать никакого Loom. Они пытались запустить сервис для тестирования продуктов Opentest. Но идея не выгорела. 7 месяцев Джо, Шахед и Винай пилили продукт и нещадно прожигали деньги. Но Opentest оказался просто никому не нужен. Когда личные сбережения вместе с лимитами на кредитках запели романсы, на горизонте замаячил классический стартап-фейл. Так ребята вплотную подошли к банкротству и закрытию».

Итак, условия «ледяной горки» в сторителлинге — герой должен быть похож на нас по ценностям и решать такую же задачу, с которой столкнулись мы. При этом есть универсальные ценности, которые свойственны большинству людей, соответственно, они «цепляют» более широкую аудиторию.

Дананджая Хеттиарахчи, победитель Чемпионата мира по ораторскому искусству в 2014, в своей речи рассказал историю, как, будучи подростком, он попал за решетку и впервые в жизни увидел, как мать плачет от стыда за него. Истории из детства были у всех, и это помогло завязать эмоциональную связь со слушателями и жюри чемпионата.

А бывают истории, которые и читать бы не следовало, но они затягивают, потому что соблюдено ещё одно очень важное условие — начало выглядит как история: «Однажды», «Помню, как-то раз», «Дело было так» и даже «Жили-были». Такое начало «сажает» нас «на ледяную горку», потому что (это важно) историями люди делятся только с теми, кому доверяют, а, значит, сообщают что-то ценное (по крайней мере, так решает наш мозг, «запрограммированный» на истории).

Тем, кому мы не доверяем, мы истории не рассказываем, ограничиваясь диалогами типа: «— Как дела? — Нормально».

Именно благодаря этой магии истории незаменимы в разных сферах жизни. Они помогаю управлять сотрудниками, убеждать в споре, сближаться при знакомстве, воспитывать детей и т.д.

А ещё есть утилитарные истории. Вот, например:

«Когда я был молод, я прочитал удивительную публикацию Whole Earth Catalog («Каталог всей Земли»), которая была одной из «библий» моего поколения. Её написал парень по имени Стюарт Брэнд, живущий тут недалеко в Менло-парк. Это было в конце шестидесятых, до компьютеров и принтеров, поэтому она была сделана с помощью пишущих машинок, ножниц и поляроидов. Что-то вроде гугла в бумажной форме, за 35 лет до гугла. Публикация была идеалистической и переполненной большими идеями.

Стюард и его команда сделали несколько выпусков Whole Earth Catalog и, в конце концов, издали последний номер. Это было в середине семидесятых, и мне было лет, как вам теперь. На последней странице там была фотография дороги в лучах утреннего солнца, вроде той, на которой вы, может быть, ловили машины, если любите приключения. Под ней были такие слова: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Это было их прощальное послание. Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными. И я всегда желал себе этого. И теперь, когда вы заканчиваете институт и начинаете заново, я желаю этого вам.

Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».

Это окончание знаменитой речи Стива Джобса в Стенфорде в 2005 году, которая уже стала классикой. Она полностью построена на сторителлинге. И хотя он в начале обещал рассказать три истории, на самом деле, рассказал четыре. Приведённая здесь — четвёртая — утилитарная, которая ценна не сама по себе, как истории «О соединении точек», «О любви и потере» и «Про смерть». Четвёртая история подводит к трижды прозвучавшему выводу: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».