Обратная связь: цифры и правила

Чего хотят сотрудники?

  • тренажерный зал;
  • массажное кресло;
  • автомат с бесплатным кофе;
  • душ и кухня;
  • курилка;
  • теннисный стол;
  • мягкий уголок для отдыха и т.д.

Чего хотят сотрудники на самом деле?

Многочисленные опросы подтверждают, что главный мотивирующий принцип в работе — это не массажное кресло или кофе с печеньем, а прозрачность общения c непосредственным руководителем, в основе которого доверие и уважение.

Когда отношения между начальником и подчиненными прозрачные и открытые, формируется чувство командной сплоченности, коллектив легче воспринимает сложные вопросы и больше шансов пресечь конфликтные ситуации на стадии развития.

В основе прозрачных и открытых отношений между начальником и подчиненными лежит конструктивная обратная связь.

Своевременная обратная связь (ОС) может обеспечить прирост производительности труда сотрудников и команд в среднем от 10 до 20%. [1]

Компании с налаженной системой ОС на 14,3% реже ищут новых работников, чем те, которые ее не дают [2].

В Adobe с 2012 года отказались от ежегодного рейтинга эффективности сотрудников и сделали ставку на непрерывную ОС. По подсчетам, ОС руководителей сэкономила компании 80 000 рабочих часов в год.

Было также выяснено, что ОС повышает вовлеченность персонала в рабочие процессы и мотивацию, подталкивает работников развиваться и расти, доказывать свою значимость не за деньги, а для внутреннего удовлетворения.

В итоге в Adobe был создан центр обучения фидбеку и внедрена система Check-in для разработки и корректировки в процессе ОС целевых показателей деятельности сотрудников.

Вопрос ОС не имеет национального признака — по всему миру именно отсутствие ОС от руководства рядовые сотрудники указывают в качестве основной проблемы на работе.

Небольшая разница имеется лишь у людей разного возраста. Когнитивный психолог Тереза Хьюстон утверждает, что миллениалы требуют отзывов о своей̆ работе гораздо чаще, чем сотрудники, на смену которым они пришли. Если старшему поколению достаточно разбора полетов один раз в квартал, то большинство миллениалов хочет, чтобы им выставляли оценки раз в месяц, а то и раз в неделю.

При этом ОС это не простая похвала или критика сотрудника, а аргументированная оценка его деятельности. Чтобы получить описанные выше эффекты, необходимо соблюдать эти важные правила:

  • Своевременность. ОС должна даваться оперативно, в тот момент, когда ситуация еще свежа в памяти и сотрудника, и руководителя. Отсрочка сильно снижает ценность ОС.
  • Конкретность. Слова «никогда» и «всегда» должны быть забыты, обсуждать следует только реальные факты.
  • Искренность. Руководитель должен опираться на искреннее желание помочь сотруднику вырасти, а не слить на него собственные негативные эмоции или похвалить без участия.
  • Конструктивность. ОС должна содержать описание конкретных вариантов поведения и действий, которые руководитель хочет увидеть в будущем.
  • Последовательность. Решения и договоренности по итогам ОС нужно фиксировать, их выполнение — контролировать, чтобы ОС стала действительно мощным инструментом менеджмента.

1. Исследования социологов Уильяма Гьедрема и Улы Квале «Smells Like Team Spirit: An Experiment on Relative Performance Feedback»

2. Выяснил Институт общественного мнения Gallup. В опросе принимали участие 65 672 сотрудников по всему миру.