«Анна, вам так повезло в жизни», — эта формулировка меня раздражает даже больше хейта, направленного в адрес моей семьи, — написала в своем ТГ канале эксперт в области карьеры и женского лидерства Анна Знаменская. — Сейчас объясню. Хейт — это целенаправленное желание оскорбить. Тут не на что обижаться, потому что человек таким образом говорит о своих проблемах, которые его беспокоят. А вот восхищение тем, что я вся такая успешная, потому что мне повезло — это бессознательное обесценивание вообще всего, что я сделала, под соусом комплимента. Скажу, возможно, банальность, но удача — это не послание божье, не фортуна… Я не боялась принимать решения, брать ответственность за свои действия и много, нет, не так, МНОГО работала. Ну и да, мне везло встречать на пути людей и возможности, которые помогали мне двигаться вперед. Но не они приходили ко мне. Их находила я сама».
А известная казахская блогер(ка) Анэля Кенжибекова утверждает: «Мне просто повезло». Уверена, что она, как и многие другие, скрывает титанический труд по развитию блога, поддержанию себя в форме и другие свои ежедневные усилия.
Почему так? Потому что у разных людей разные ценности. Если для Анны в приоритете работа и эффективность, для Анэли более привлекательно считать себя баловнем судьбы.
Американский психолог Милтон Рокич всю жизнь изучал ценности людей и дал такое определение: «Ценность — это устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими».
Все люди обладают одними и теми же ценностями, но в неодинаковой степени. Рокич разделил их на терминальные, касающиеся целей индивидуального существования, и инструментальные, связанные с образом действий и достижения целей. Я приведу его списки, хотя те или иные ценности мы с вами можем называть по-другому.
Терминальные ценности:
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- ответственность (чувство долга, умение держать слово);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- честность (правдивость, искренность);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость).
Зачем вам понимать ценности других людей? Чтобы опираться именно на них, когда выбираете аргумент в доказательство своего утверждения или рассказываете историю, которая призвана повлиять на слушателя в нужную вам сторону. Это необходимо как для маркетинга, так и для личного общения. Знаменитая «химия» при знакомстве с человеком часто всего лишь банальное совпадение по ценностям, когда вам нравится одно и то же, вы смеетесь над одним и тем же, стремитесь развивать одни и те же сферы, вам банально есть о чем говорить.
Предлагаю посмотреть несколько рекламных роликов, в которых «видны» ценности, в которые бьют их создатели: 1, 2, 3, 4.