Чек-лист публичного выступления

Прежде чем вы приступите к написанию речи, осознайте цель вашего выступления — что вы хотите получить в итоге. Что слушатели должны сделать или подумать? Это идеальный конечный результат и это ваш тезис.

Кто ваши слушатели? Каковы их потребности и ценности?

Подберите сильные аргументы, которые соответствуют потребностям и ценностям вашей аудитории. Слабые аргументы, которые не соответствуют, отбросьте.

Аргументы усильте поддержкой — рациональной (цифрами, неоспоримыми фактами, цитатами великих или значимых для аудитории людей) и/или эмоциональной (сторителлингом).

Все рациональные поддержки аргумента обязательно проверяйте.

Истории рассказывайте о героях, похожих на ваших слушателей, которые попали в ситуации, где решали и решили проблемы, идентичные тем, которые беспокоят ваших слушателей.

Аргументов должно быть от 2 до 5. В идеале 3 самых сильных.

Завершаем речь повторением тезиса. Если необходимо — призывом к действию.

Отложите текст выступления на сутки. Потом вернитесь и удалите всё ненужное — всё, что не работает на идеальный конечный результат.

Теперь готовимся выступать.

Примите свой страх. Это нормально. Боятся все. Отличие труса от героя в том, что первый боится и не делает, а второй боится и делает.

Если выступает не перед своими подчинёнными или коллегами, узнайте больше о слушателях, чтобы сделать комплимент в самом начале.

«Заверните» комплимент в проговаривание собственных эмоций или в благодарность. Например: «Для меня большая честь», «Я реально волнуюсь, потому что…», «Благодарю, что пригласили. Это колоссальный опыт для меня» и др.

Расскажите о себе. Это ответ, почему вас должны слушать. Корреляция такая — чем меньше вас знают, тем больше расскажите о себе, но не более 2 минут. При выступлении на аудиторию, которая вас хорошо знает, этот пункт пропустите.

Расскажите о важности темы, что им это даст. Это ответ на вопрос: почему слушатели должны быть внимательны?

А теперь переходите к началу выступления. Начните с тезиса, который звучит не как императив, а как отвлеченное утверждение. Не «Примите наш план», а «Позвольте рассказать о преимуществах плана, который подготовил наш департамент».

Не учите ваше выступление. Запомните лишь главные тезисы. При этом постарайтесь порепетировать дома перед зеркалом, в кругу друзей или с тренером коммуникативных навыков.