Пожалуй, лучший способ понятно доносить до человека информацию и добиваться своего сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-х годах в книге «Язык жизни». Он описал примеры использования ненасильственного общения с детьми, партнерами, друзьями и даже грабителем, который приставил нож к горлу. Во всех случаях такой способ общения помогал без пассивной агрессии попросить о важном благодаря пониманию собеседника, его потребностей и чувств.
Ненасильственное общение — это всегда «Я-сообщения» и состоит оно из 4 пунктов:
- Вы называете конкретные слова, поступки другого человека, которые повлияли на вас.
- Называете свою эмоцию, испытанную в связи с этим.
- Формулируете причину вашего сообщения, а именно какие ваши потребности были не удовлетворены или нарушены в результате первого пункта.
- Формулируете конкретную просьбу (что вы хотите, чтобы человек делал вместо этого).
Пример:
«Когда ты не отвечаешь на мои сообщения, я злюсь, потому что в этом читаю неуважение ко мне. Я прошу тебя впредь отвечать мне в течение часа. Если это требует осмысленного, развернутого ответа, пиши, что ответишь завтра. Тогда я буду понимать, что всё в порядке и не теряться в догадках».
Совет. Прежде чем вы пойдете к человеку выражать претензию, дайте себе время подумать и сформулировать для себя, чего вы хотите на самом деле. Можно вместо просьбы лично для себя описывать желаемые последствия для общего проекта или коллектива.
4-хшаговая модель «Я-сообщения».
- Чувство
- Я злюсь…
- Меня раздражает…
- Факт
- …когда отчет не готов вовремя.
- …когда грязные чашки от чая стоят на столах.
- Желание
- Мне хотелось бы, чтобы в компании четко соблюдались сроки задач.
- Я хочу, чтобы в офисе было опрятно.
- Последствия
- Тогда мы сможем все проекты завершать без задержек и получать за это премию.
- Тогда легче настроиться на деловой лад.
Соберем воедино:
- Я злюсь, что отчет не готов вовремя. Мне хотелось бы, чтобы в компании четко соблюдались сроки задач, тогда мы сможем все проекты делать без задержек и получать заслуженную премию.
- Меня раздражает, когда грязные чашки от чая стоят на рабочих столах. Я хочу, чтобы в офисе было опрятно, потому что так легче настроиться на деловой лад.
Возможные ошибки:
Иногда, начав с «Я-сообщения», человек переходит на «Ты-сообщение»:
- Меня раздражает, что вы наплевательски относитесь к коллективу!
- Меня злит твое опоздание!
В этом случае можно использовать безличные предложения, неопределенные местоимения или же обобщающие слова:
- Меня раздражает, когда опаздывают!
- Меня злит, когда другие относятся к обязанностям пренебрежительно.
При использовании «Я-сообщения», желательно называть чувство, испытываемое в данный момент и именно такой интенсивности, как оно есть. Это сделает коммуникацию открытой, что является предупреждением возникновения серьезных конфликтов.