Ненасильственное общение

Пожалуй, лучший способ понятно доносить до человека информацию и добиваться своего сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-х годах в книге «Язык жизни». Он описал примеры использования ненасильственного общения с детьми, партнерами, друзьями и даже грабителем, который приставил нож к горлу. Во всех случаях такой способ общения помогал без пассивной агрессии попросить о важном благодаря пониманию собеседника, его потребностей и чувств.

Ненасильственное общение — это всегда «Я-сообщения» и состоит оно из 4 пунктов:

  1. Вы называете конкретные слова, поступки другого человека, которые повлияли на вас.
  2. Называете свою эмоцию, испытанную в связи с этим.
  3. Формулируете причину вашего сообщения, а именно какие ваши потребности были не удовлетворены или нарушены в результате первого пункта.
  4. Формулируете конкретную просьбу (что вы хотите, чтобы человек делал вместо этого).

Пример:

«Когда ты не отвечаешь на мои сообщения, я злюсь, потому что в этом читаю неуважение ко мне. Я прошу тебя впредь отвечать мне в течение часа. Если это требует осмысленного, развернутого ответа, пиши, что ответишь завтра. Тогда я буду понимать, что всё в порядке и не теряться в догадках».

Совет. Прежде чем вы пойдете к человеку выражать претензию, дайте себе время подумать и сформулировать для себя, чего вы хотите на самом деле. Можно вместо просьбы лично для себя описывать желаемые последствия для общего проекта или коллектива.

4-хшаговая модель «Я-сообщения».

  1. Чувство
    1. Я злюсь…
    1. Меня раздражает…
  2. Факт
    1. …когда отчет не готов вовремя.
    1. …когда грязные чашки от чая стоят на столах.
  3. Желание
    1. Мне хотелось бы, чтобы в компании четко соблюдались сроки задач.
    1. Я хочу, чтобы в офисе было опрятно.
  4. Последствия
    1. Тогда мы сможем все проекты завершать без задержек и получать за это премию.
    1. Тогда легче настроиться на деловой лад.

Соберем воедино:

  • Я злюсь, что отчет не готов вовремя. Мне хотелось бы, чтобы в компании четко соблюдались сроки задач, тогда мы сможем все проекты делать без задержек и получать заслуженную премию.
  • Меня раздражает, когда грязные чашки от чая стоят на рабочих столах. Я хочу, чтобы в офисе было опрятно, потому что так легче настроиться на деловой лад.

Возможные ошибки:

Иногда, начав с «Я-сообщения», человек переходит на «Ты-сообщение»:

  • Меня раздражает, что вы наплевательски относитесь к коллективу!
  • Меня злит твое опоздание!

В этом случае можно использовать безличные предложения, неопределенные местоимения или же обобщающие слова:

  • Меня раздражает, когда опаздывают!
  • Меня злит, когда другие относятся к обязанностям пренебрежительно.

При использовании «Я-сообщения», желательно называть чувство, испытываемое в данный момент и именно такой интенсивности, как оно есть. Это сделает коммуникацию открытой, что является предупреждением возникновения серьезных конфликтов.