Крах команды начинается с недоверия

Такую идею Патрик Ленсиони положил в основу книги «Пять пороков команды». В оригинале книга называется «The Five Dysfunctions of a Team», где, по сути, речь идет о «дисфункциях» или «нарушениях» в командах и командных процессах.

Первым подводным камнем, который может привести команду к провалу, Ленсиони видит отсутствие взаимного доверия. Далее идут такие пороки, как боязнь конфликта, безответственность, нетребовательность и безразличие к результату.

Взаимное недоверие, когда сотрудники скрывают правду о собственных трудностях и о проблемах в работе коллег, боятся высказывать свое мнение, неохотно обращаются за помощью и не предлагают помощи другим, становится первой и главной причиной тяжелой атмосферы в коллективе и высокой текучести кадров.

Далее появляется боязнь конфликтов, когда команда копит обиды, процветают интриги, а работники не прислушиваются к мнению друг друга.

Потом растет безответственность: команда не принимает решений, а если и принимает, то сотрудники не берут на себя ответственность. Проблемы могут обсуждаться бесконечно, в то время как бизнес теряет возможности.

Четвертый порок — нетребовательность, когда участникам команды безразлично, насколько хорошо коллеги выполняют свои задачи. Нетребовательность распространяется как на «горизонтальных» сотрудников, так и на руководителей и подчиненных. По мнению Ленсиони, давление друг на друга каждого члена команды — самый надежный метод поддержания высокой производительности. Боязнь подвести других заставляет людей лучше работать, но если команда «больна» нетребовательностью, этого нет.

Итог — безразличие к результату: участников команды не интересует общий результат. Они уделяют больше внимания собственным делам, выполняют необходимый минимум, чтобы избежать проблем. Ни о каком развитии бизнеса речь, естественно, уже не идет.

Как Ленсиони рекомендует исправлять пороки?

В той же последовательности, в которой они появились — начиная с взаимного недоверия и заканчивая безразличием к результату

Первоначально необходимо преодолеть взаимное недоверие в команде. На следующем этапе важно обучить сотрудников разрешать конфликты, брать на себя ответственность и требовать результатов как от себя, так и от коллег. И завершает этот процесс создание команды, ориентированной на результат. Такой коллектив способен удерживать амбициозных работников, стремиться к успеху и переживать неудачи. Главное — такая команда всегда фокусируется на достижении поставленной цели.

Чтобы помочь команде преодолеть недоверие, рекомендуем обучить руководителей таким коммуникативным навыкам, как благодарить и хвалить, проводить мотивационные беседы, в том числе с использованием сторителлинга как управленческого приема, навыку делегирования, активного слушания, убеждения и ассертивности, умению давать качественную обратную связь, дистанцироваться, выражать угрозы и наказывать, решать конфликты, распознавать манипуляцию, проводить совещания и др. Есть несколько вариантов такого обучения: в виде игры или в виде тренинга. Узнать подробнее: контакты здесь.