• Определите собственные цели и приоритеты, от чего и от кого вы в принципе готовы отказаться. Это самый важный шаг на пути к осознанным отношениям с окружающими. Вы должны понять, что для вас действительно важно, а чем можно пренебречь. Напишите список дел, людей и событий, которым вы хотите посвятить свое время. Это значит, что всему остальному вы говорите «нет». Знание собственных стратегических целей и должностных обязанностей очень упрощает дело.
• Будьте благодарны. Если к вам обратились с просьбой — это хорошо, значит, вам доверяют и считают хорошим человеком, способным выручить в трудную минуту. Поэтому обязательно поблагодарите человек, который к вам пришел за помощью. Но помните, что это совершенно не означает, что вы обязаны сказать «да». Зато при помощи благодарности вы смягчите ситуацию отказа и разбавите ее положительными эмоциями.
• Говорите «нет» просьбе, а не человеку. Не думайте, что ваш отказ серьезно обидит человека. К человеку вы не имеете никаких претензий, не отвергаете его и не портите с ним отношения. Вы всего лишь говорите о том, что в данный момент не имеете возможности для него что-то сделать. Только и всего!
• Объясните причину. Многим тяжело просто сказать «нет» и вернуться к своей работе. Да и люди часто ждут хотя бы минимальных объяснений происходящему. Пространные объяснения не нужны, но причину отказа лучше озвучить. Возможно, вы слишком заняты, пообещали провести вечер с семьей или на вечер назначен урок танцев. А возможно, вы слишком устали и нуждаетесь в отдыхе. А еще может быть, что вы не хотите взяться за дело из моральных соображений. Объяснив причину отказа, вы выражаете ему свое уважение, как личности.
• Отказ на опережение. Бывает, что человек только подходит к вам, а вы уже знаете, зачем он пришел, потому что он приходит к вам со своими обременительными и повторяющимися просьбами настолько часто, что вы уже наизусть знаете, что он скажет. В таких случаях имеет смысл сказать «нет» еще до того, как он вас о чем-нибудь попросит. Дайте человеку знать, что сейчас заняты очень важным делом и не будете отвлекаться. Если такой человек — ваш начальник, попробуйте побеседовать с ним о том, в каких областях деятельности вы можете, а в каких не можете ему помочь. А в будущем просто ссылайтесь на этот разговор.
• Будьте готовы что-то упустить. Некоторые не говорят «нет» не потому, что боятся обидеть людей, а потому что не хотят упускать интересную возможность. Стоит помнить о своих стратегических целях. Отвечая «нет» на одну просьбу, вы говорите «да» чему-то более важному и значимому лично для вас. И то, и другое — возможность, просто вы выбираете одно из двух.
• Не считайте себя плохим. Если вы уже привыкли говорить «да», нужна смелость, чтобы сказать «нет» — особенно когда тот, кто к вам обращается, не намерен отступать. В голову будут приходить разные мысли. Вы можете подумать, будто вы плохой человек, не оправдываете ожиданий, предстаете в чьих-то глазах в дурном свете или о вас будут ходить нелицеприятные слухи. Смиритесь. Это цена лучшей жизни. Просто примите это и живите дальше.
• Тренируйтесь. Как говорил Гёте, «теория, мой друг суха, но зеленеет древо жизни», поэтому стоит упражняться в навыке отказывать с разными людьми и как можно чаще. Сначала можно выбирать совсем простые ситуации с минимальным риском, постепенно увеличивая нагрузку, как в тренажерном зале: откажитесь от дополнительного десерта, потом от предложения в магазине, потом от просьбы начальника выйти на работу в ваш выходной день. Интересный и эффективный способ тренировки: перед тем, как вам нужно будет отказать, уйдите туда, где никого нет, и десять раз повторите слово «нет». Это подготовит вас к отказу.
• Будьте непреклонны даже с очень настойчивыми людьми. Некоторые люди, особенно «профессиональные просители», просто так не сдаются: они начинают уговаривать, давить на жалость или играть на чувствах. Не сдавайтесь! Позвольте себе быть таким же напористым, как и ваш визави. Используйте прием «заезженная пластинка» (на любую фразу просто говорите «нет»).
• Или используйте технику «Перманентный отказ»:
- Благодарим за доверие или за предложение.
- Аргументируем отказ.
- Вежливо, но твердо говорим «нет».
- Выслушиваем аргументы просящего (или предлагающего), повторяем их, чтобы он понял, что мы его слышим, и снова отказываем.
- Выслушиваем и снова повторяем аргументы оппонента.
- Вежливо и твердо говорим «нет».
Пример: бухгалтер Анна Петровна славится тем, что кормит коллег своей выпечкой, для нее это способ налаживать отношения в коллективе, она угостила вас, вы съели один пирожок, но она настаивает, чтобы вы съели второй, а вы не хотите, скажите так: «Дорогая Анна Петровна, спасибо, что Вы приготовили пирожки. Я попробовал, это очень вкусно, но я сыт и больше не хочу. Нет, не хочу. Я понимаю, что Вы старались, но я, правда, сыт. Я понимаю, что Вы старались для меня. и я очень ценю Вашу заботу о коллективе. Я уже сыт и, если съем что-то еще, буду плохо себя чувствовать. Нет, спасибо!»
• Пользуйтесь своим правом пренебречь чужими чувствами. Кроме права «чувствовать» человек имеет точно такое же право на «не чувствовать» — право дозировать или даже отказываться разделять чужое горе, злость, печаль, сохранив свою автономную «погоду в доме», создавая водораздел между своим внутренним миром и миром других людей. Вы имеете право выбирать, куда использовать свои психические ресурсы, имеете право не хотеть обсуждать, разделять, понимать. Вы можете и во много должны отклонять приглашения людей, не входящих в первый круг общения, куда входят члены семьи и самые близкие друзья, на проживание чувственного материала совместно. В любой момент вы имеете право сказать: «Я не хочу обсуждать твои чувства», потому что каждый взрослый человек должен уметь обходиться со своими чувствами «по-взрослому», не требуя от окружающих постоянной помощи в переваривании.