Две крайности взаимодействия руководителей с подчиненными

Начнем с хорошего. Исследование Уильяма Гьедрема, Улы Квале «Smells Like Team Spirit: An Experiment on Relative Performance Feedback» и другие эксперименты показали, что правильная и своевременная обратная связь может обеспечить прирост производительности труда сотрудников и команд в среднем от 10 до 20% по сравнению с ситуациями, где обратная связь нерегулярна или отсутствует.

Чтобы давать эффективную обратную связь, руководитель должен обладать «радикальной открытостью» (термин Рэя Далио, автора бестселлера 2017 года «Принципы. Жизнь и работа»), которая позволяет добиваться максимального успеха в карьере за счет использования лучших идей, от кого бы они ни исходили. Среду, в которой побеждают наиболее сильные и удачные идеи Далио назвал «меритократией идей». Чтобы «меритократия» работала, внутренние разногласия должны высказываться конструктивно и уважительно, а для этого руководители должны владеть необходимыми коммуникативными навыками.

Теперь о плохом. Всё чаще сотрудники российских компаний стали обращаться в суды и выигрывать их. По данным газеты «Ведомости», работники выиграли за полгода около 70 000 дел. Почти в 88% случаев (по 70 500 дел) требования истцов в трудовых спорах в российских судах были удовлетворены. Об этом свидетельствуют данные Судебного департамента при ВС РФ за первые шесть месяцев 2022 г. За весь прошлый год было удовлетворено 89,3% (163 487) подобных исков.

Как говорят юристы, до суда доходят те споры и разногласия, которые не получилось решить путем диалога. То есть в результате нарушения коммуникаций, которые берут начало в неумении руководителей давать обратную связь, активно слушать, бережно критиковать и конструктивно решать конфликты, бизнес несет финансовые и репутационные убытки.

Как избежать ненужных судов и увеличить производительность труда сотрудников? Обучите руководителей всех уровней в вашей компании коммуникативным навыкам. Подробности здесь.