В общении очень важна роль, из которой человек говорит. Если роль неясна, то его не воспринимают всерьез и его просьбы будут игнорировать.
В большинстве случаев коммуникативная роль вытекает из социальной роли — формы поведения человека в обществе, которая определяется либо его положением в определенной социальной группе (роли ученика и учителя, отца и сына, и т. д.), либо в ситуации общения (в магазине или на приеме у врача).
Приказывать может только тот, кто «сверху» — начальник, родитель, настоятель монастыря, командир в армии. Ему можно гораздо реже употреблять вежливые конструкции просьбы, а в случаях экстренных ситуаций, когда он как лидер берет всю ответственность на себя и вытаскивает команду из кризиса, можно их вообще не употреблять. Врач может невежливо орать на пациента, если это спасет ему жизнь, но только в этом случае.
Когда все спокойно, старшим тоже стоит быть вежливыми, хотя и умеренно. Корреляции такая: чем менее жёсткая структура, тем больше вежливых слов.
Из роли равных (друзья, супруги, коллеги, соседи) мы кроме того, что объясняем свою просьбу логически (зачем это нам), мы употребляем «пожалуйста», «буду премного благодарен», «рассчитываю на ваше великодушие» и другие вежливые конструкции, потому что даём тем самым негласное обещание отплатить услугой за услугу, когда это понадобится нашему визави, потому что отношения равных строятся на взаимообмене.
Отказать здесь труднее, потому что следует тщательно обосновать свой отказ, чтобы не потерять отношения.
Что касается взаимоотношений младших и старших. Младшим часто достаточно попросить без особых обоснований («Мам, я есть хочу», «Аркадий Иванович, нам нужны запчасти»), старший и так понимает, зачем это младшему, и даёт или просто отказывает, потому что младший (ребенок, подчинённый, послушник в монастыре, солдат в армии) находится в зависимой позиции — зависит финансово или структурно.
Если то, о чем просит младший (речь, как мы понимаем, не идёт о возрасте) выходит за рамки (гласного или негласного договора), младшему придется обосновать просьбу, понимая при этом, что ему могут легко отказать и он все равно никуда не денется, если структура жёсткая. Или, чтобы получить желаемое, ему придется уходить — уволиться или съехать от родителей. Но прийти и потребовать что-то вообще не вариант.
Тот, кто выше, тот может критиковать и давать советы. Тот, кто в равной позиции, и тем более снизу, нет.
Иногда люди путают роли в семейной жизни, особенно молодые жены часто думают, что им муж должен и вежливо просить и обосновывать просьбы, обещая идти в свою очередь на уступки, не нужно.
Коммуникативную роль следует учитывать всегда. И если она не ясна из ситуации, стоит эти моменты проговорить (кто мы друг другу?).
Хорошие спикеры знают об этом и первое, чему уделяют время, — рассказывают, кто они, как много знают по теме, давая понять, зачем их вообще слушать, и почему нужно слушать внимательно.
*Кстати, слово «послушник» в этом смысле интересное. В слове «послушание» легко обнаруживаем корень «слуш». Тот, кто говорит — главнее того, кто слушает. Так вот обоснуйте свое право говорить.