В ситуации, когда случилось что-то неприятное, нужно действовать в рамках трехступенчатой модели, чтобы дать собеседнику ощущение безопасности, потому что иначе человек не сможет сосредоточиться на конструктиве, а будет тревожиться и переживать.
Это делается так:
- Нейтральная констатация фактов: «Сегодня случилось то-то и то-то».
- Высказать свое спокойное отношение к ситуации: «Мне, конечно, неприятно, но, думаю, что я/мы/компания сможем(-т) это пережить».
- Спросить собеседника или собеседников, что они думают об этом и как это, по их мнению, можно исправить.
Спрашивать мнение партнеров, коллег или подчиненных можно только на третьем этапе, чтобы задать определенные рамки безопасности, когда исключено осуждение и жесткая критика.
«Разбор полётов» по такой схеме ведет не к наказанию участников (если, конечно, без наказания можно обойтись), а к улучшению работы команды. Принципиально важно выслушать все мнения и предложения, а не навязывать собственные идеи.