Большинство конфликтов, для решения которых ко мне обращаются, можно было бы избежать, если бы люди больше говорили, а меньше додумывали. Каждый отдельный случай взаимодействия уникален и должен быть проговорен — никаких «по умолчанию» — ни в рабочих процессах, ни в личной жизни.
Если придерживаться описанных ниже принципов, есть шанс прожить счастливую жизнь с полной реализацией в профессиональной сфере, любви и родительстве. Итак, принципы успешной коммуникации:
Своевременность
Говорить нужно до начала взаимодействия: проговаривать детали договора с партнерами и клиентами до начала проекта, ожидания от личных отношений с любимым человеком до начала чего-то серьёзного, правила поведения в гостях или транспорте с детьми перед выходом из дома и т.д.
Принцип своевременности проявляется и в необходимости выйти на разговор при первых признаках напряженности во взаимодействии.
Честность
Коммуникация должна основываться на достоверности и точности, исключая намеренное сокрытие значимой информации или искажение фактов.
Открытость и прозрачность
Каждый участник процесса имеет право влиять на обмен информацией посредством предоставления обратной связи и выявления возможных трудностей.
Понятность
Информация передается таким образом, чтобы избежать двусмысленности и недопонимания среди участников.
Простота
Общение ведется простым и ясным языком, свободным от излишних профессиональных терминов, жаргона или сленга. Терминология используется только тогда, когда это действительно необходимо, а украшения и преувеличения удаляются ради ясности.
Этичность
Передача информации осуществляется в рамках принятых норм морали и правил корпоративной культуры. Конфиденциальность информации строго соблюдается, что не противоречит принципу открытости и доступности данных.
Регулярность
Контекст взаимодействия постоянно меняется. То, что было важно вчера, становится неактуально, исчезают или появляются ресурсы и т.д., соответственно нужно регулярно «сверять часы».
Адаптивность
Это способность приспосабливаться к собеседнику, ситуации и аудитории, изменяя свой стиль общения для достижения ожидаемого результата, что подразумевает умение видеть и учитывать потребности и ожидания других, а также гибкость в выборе способов выражения и реагирования. Адаптивная коммуникация предполагает изменение стиля общения, например, использование более простых слов для аудитории с низким уровнем знания, или более формального тона для официальных ситуаций.
Двунаправленность
Это такой тип взаимодействия, где все участники активно обмениваются информацией и принимают равное участие в общении, что предполагает не только отправку сообщений, но и получение обратной связи, что способствует более глубокому пониманию и взаимодействию между сторонами.
Целенаправленность
Вся передаваемая информация соответствует поставленной цели общения. Даже повседневные разговоры выполняют определенную роль, будь то снятие напряжения или налаживание контакта перед важными переговорами.
Умеренная эмоциональность
Если вы испытываете сильные эмоции, от общения лучше воздержаться, потому что велик риск наговорить в сердцах лишнего.
***
О том, зачем и как разговаривать перед свадьбой, я писала в книге «Договаривайтесь до, а не после», о том, как разговаривать с подчиненными до начала проекта — в книге «Коммуникативные навыки руководителя» и в этом блоге, о том, как общаться с новыми знакомыми до начала построения связей в книге «Связи как искусство».


О том, как договориться с собой перед началом ведения социальных сетей (построение собственной коммуникационной стратегии) — здесь ↓
