Людям нравится говорить о себе, нравится, когда о них помнят, потому что это подпитывает их чувство собственной значимости.
Чувство собственной значимости — одно из базовых выживательных чувств. От наших далеких предков нам достался страх быть ненужным стае. Если ты не нужен, не значим, тебя запросто могли «потерять», а выжить в одиночку в те далекие времена было невозможно.
Сегодня чувство собственной значимости психологи определяют как самооценку своих возможностей и своей пользы. Значимость понимается как местоположение в группе или социуме и соотнесение себя с другими.
Человеку важно понимать, как оценивают его вклад в развитие и процветание системы, к которой он принадлежит, будь то семья, компания или страна, потому что, насколько ты значим, настолько можешь претендовать на ресурсы этой системы.
Когда мы говорим с человеком о нем, уделяя ему внимание, мы тем самым подпитываем его ЧСЗ (не путать с ЧСВ — нездоровым чувством собственного величия).
При этом, если мы не льстим, а проявляем искренний интерес, мы подпитываем его внутреннюю мотивацию социальной активности, потому что ЧСЗ проявляется как желание что-либо сделать. Чем больше уровень ЧСЗ, тем за большее хочется взяться.
Отец психоанализа Зигмунд Фрейд писал, что все поступки человека берут начало в двух мотивах: в сексуальном влечении и желании быть великим. Уверена, что под величием он имел ввиду ЧСЗ, а не ЧСВ.
Философ Джон Дьюи считал, что глубочайшим стремлением человека является «желание быть значительным».
Психолог Уильям Джеймс сказал: «Глубочайшим принципом человеческой натуры является страстное желание получить признание своей ценности». Не «желание» или «сильное желание», а «страстное желание».
Дейл Карнеги называл потребность в сознании своей значительности мучительным неутолимым голодом человеческого сердца.
Станьте для человека тем, кто сможет утолить этот голод хотя бы на время, и вас будут ценить как источник воды в пустыне.