В общении очень важна роль, из которой человек говорит. Если человек говорит не из своей роли, его не воспринимают всерьез, а просьбы игнорируют.
В большинстве случаев коммуникативная роль вытекает из социальной — формы поведения человека в обществе, которая определяется либо его положением в определенной социальной группе (роли ученика и учителя, отца и сына, и т. д.), либо в ситуации общения, например, в магазине или на приеме у врача.
Приказывать может только тот, кто «сверху» — начальник, родитель, настоятель монастыря, командир в армии. Ему можно реже употреблять вежливые конструкции просьбы, а в экстренных ситуациях, когда лидер берет всю ответственность на себя и вытаскивает команду из кризиса, можно вообще не употреблять. Даже врач может орать на пациента, если это спасет ему жизнь, но только в этом случае. Когда все спокойно, тем, кто «вверху» стоит быть умеренно вежливыми. Корреляция такая: чем менее жесткая структура, тем больше вежливых слов. Армия — жесткая структура, работа по найму — нет, хотя некоторые руководители забывают об этом и удивляются, когда сотрудники увольняются.
Из роли равных (друзья, супруги, коллеги, соседи, попутчики) мы не только объясняем, зачем хотим что-то получить, мы обязательно употребляем вежливые конструкции просьбы: «пожалуйста», «буду очень благодарен (весьма признателен)», «будьте так добры» и др., давая тем самым негласное обещание отплатить услугой за услугу, когда это понадобится, потому что отношения равных строятся на балансе «брать-давать».
Отказать, находясь в ролях «на равных» труднее, так как следует тщательно обосновать свой отказ, чтобы не потерять отношения.
Что касается роли «снизу» — достаточно попросить без обоснований («Мам, я есть хочу», «Аркадий Иванович, нам нужны запчасти»). Тот, кто выше, и так понимает, зачем, и дает или отказывает без лишних объяснений, потому что ребенок, сотрудник, солдат в армии или послушник в монастыре находится в зависимой позиции. Чтобы разорвать эту связку ролей, ему нужно выйти из взаимодействия — уволиться или съехать от родителей, но прийти и потребовать не вариант.
Тот, кто «выше», может критиковать и давать советы. Тот, кто в равной позиции, и тем более ниже, — нет.
Фатально, когда люди путают роли в семейной жизни, думая, что вежливо просить и обосновывать просьбы, обещая идти в свою очередь на уступки, не нужно — 7 из 10 браков заканчиваются разводами.
Хорошие спикеры знают о важности коммуникативных ролей, поэтому сразу доказывают свою экспертность, обозначая тем самым роль учителя: они «сверху», поэтому их нужно слушать.
Задания:
- Подумайте, всегда ли вы общаетесь из своей роли?
- Случалось ли вам сталкиваться с людьми, которые говорят не из своей роли и этим раздражают, например, когда дают советы, находясь «на равных» или «ниже»?
Кстати, если вы чувствуете необходимость дать совет тому, кто выше по социальной лестнице или старше по возрасту, расскажите ему историю, где главный герой, похожий на вашего собеседника, решил проблему тем способом, который вы хотели бы посоветовать.
Отрывок из моей книги «Связи как искусство»