Одно грубое слово…

Учёные из американского The Creating WE Institute (института «Мы»-ориентированных рабочих мест) доказали, что любая критика, спор, отвержение, оскорбление, страх способны стереть из памяти человека целый месяц похвал и поощрений.

Причём негативные слова и замечания преследуют людей гораздо дольше, чем позитивные.

В отчёте института утверждается, что обида становится образом мысли минимум на двадцать шесть часов, что обусловлено действием кортизола — гормона, который отрубает мыслящую часть мозга и активизирует типы поведения, направленные на самозащиту и избегание конфликта.

Человек становится более чувствительным и остро реагирует на раздражители. Ему мерещится в словах собеседника даже большая враждебность, чем присутствует на самом деле.

Неприятный разговор оседает в память, а потому оказывает существенное влияние и на наше поведение в будущем.

При добром общении, когда человека выслушали, похвалили, проявили уважение, вырабатывается гормон окситоцин, который повышает в человеке способность общаться, сотрудничать и доверять людям.

К сожалению, период метаболизма окситоцина значительно короче, чем у кортизола, потому и говорят, что ложка дёгтя способна испортить бочку мёда.

В переговорах мы отстаиваем либо свои собственные интересы, опирающиеся на наше эго, либо чего-то большего, чем мы — того, чему мы служим. Идее, семье, коллективу, стране — это зависит от масштабов личности. И чем больше этот масштаб, чем большее «мы» стоит за человеком, тем меньше эмоций он испытывает.

Отличие эмоций от чувств в том, что эмоции поверхностны и являются реакцией человеческого тела на внешние раздражители, чувства — внутри, они опираются на ценности и морально-нравственные ориентиры личности.

Зав. кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ А.В. Марков писал: «Нейробиологические исследования подтверждают, что любовь — нечто большее, чем «базовая эмоция». Она связана с определенными высшими когнитивными функциями».

А любовь — наивысшее проявление «мы» и, таким образом, чем меньше вы отстаиваете в переговорах интересы эго и больше той системы, которой служите (вашему «мы»), тем меньше у вас будет эмоций и больше рассудительности. Когда вы чувствуете себя частью чего-то большего, вас не трясет от эмоций.

Кстати, слово «счастье» состоит из корня «часть» и приставки «с», которая пришла к нам из индоевропейского праязыка. Эта приставка хорошо сохранилась в санскрите, который имеет своим предком тот же древний индоевропейский язык, что и русский. Приставка su на санскрите означает «хороший». Если kavi — «поэт», то su-kavi — «хороший поэт», pati — «супруг», а su-pati — «хороший супруг». В славянских языках санскритскому «u» соответствовал краткий гласный, который потом исчез, и su превратилось в «с». Интересно, что другое русское слово, сохранившее эту редкую приставку, — «смерть» (в прилагательном «мертвый» этой приставки нет). Смертью (su-mert) первоначально называлась только «хорошая» — естественная смерть.

Но не будем о грустном, подумайте о том, ради чего — во имя чего большего, чем базовые потребности вашего тела и вашего эго — вы идете на переговоры, и почувствуете, как эмоции улягутся, голова станет соображать лучше и быстрее, и вы сможете увидеть тот win-win, который в эмоциональном шторме практически недостижим.

Если вы будете помнить, что одно грубое слово способно свести на нет месяц добрых отношений, вы будете общаться бережнее.