В прошлом веке был сформулирован Коммуникативный кодекс, который включает правила или максимы, необходимые для успешного взаимодействия.
Кодекс основывается на двух главных принципах – кооперации и вежливости.
Принцип кооперации основан на необходимости опираться на общую цель диалога. Его автор Герберт Пол Грайс выделил четыре максимы, достижение которых способствует полному соблюдению принципа:
Максима качества информации:
• Не говори того, что считаешь ложным;
• Не говори того, в чем сомневаешься, для доказательства чего нет исчерпывающих аргументов.
Максима количества информации:
• Изложи не меньше информации, чем требуется;
• Изложи не больше информации, чем требуется.
Максима релевантности:
• Не отходи от темы.
Максима ясности:
• Будь последовательным;
• Избегай неясности;
• Избегай двусмысленности;
• Будь краток;
• Будь систематичен.
Принцип вежливости Джеффри Лича выражает некий эталон взаимного отношения собеседников друг к другу и основывается на следующих максимах:
Максима такта. Не следует затрагивать темы, потенциально нежелательные для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения, религия, политика, деньги и т.п.).
Максима великодушия. Соблюдение позиций равенства в диалоге. Не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть хоть как-то обременять его. Предложение в хорошем коммуникативном акте всегда сформулировано таким образом, чтобы его можно было отклонить (ср.: вместо «Жду Вас сегодня в шесть», — «Вы не заглянете ко мне часиков в шесть?»).
Максима одобрения. Это позитивность в оценке других, соблюдение положительного настроя в отношении позиции собеседника.
Максима скромности. Следует избегать высокомерности в разговоре и тем более отказаться от модели «Я всегда прав».
Максима согласия. Это направленность на поиск компромисса. Следует избегать конфликтных ситуаций во имя достижения коммуникативных целей.
Максима симпатии. Необходимо демонстрировать доброжелательность по отношению к партнеру и его позиции.
Из всего вышесказанного можно соорудить чек-лист и сверять с ним свое общение хотя бы с близкими. В идеале — со всеми. Представляете, если бы все комментарии в соцсетях писались с учетом Коммуникативного кодекса?