Управление эмоциями в деловом общении

Если бы мы были роботами, для конструктивного диалога нам бы хватало логики, но очень часто главным средством общения, в том числе делового, становятся эмоции. Как ими управлять пойдёт речь в этой статье.

Плохая новость в том, что эмоции невозможно контролировать, так как они непредсказуемы. Они возникают в подсознании как спонтанные реакции на раздражитель из внешней среды и выражают оценку происходящего. Положительные эмоции, такие как спокойствие, удовлетворенность или радость возникают в ответ на обстоятельства, которые наше бессознательное считывает как благоприятные. Негативные эмоции вроде страха, гнева, злости или раздражения подсознание выдаёт в качестве стимула к действию, сигнала, что ситуацию нужно менять по принципу — чем сильнее эмоция, тем быстрее и энергичнее надо действовать.

В животном мире всё просто — бей или беги, но у людей такие реакции неприняты. Нельзя просто встать и уйти со скучного совещания или оттолкнуть коллегу, который раздражает глупыми вопросами. При этом все знают, что подавлять эмоции вредно для здоровья. Что же делать?

Есть две хорошие новости. Первая в том, что самая сильная эмоция длится не более 12 минут (легкая — несколько секунд). Вторая в том, что сразу за эмоцией включается мозг, который выдает привычную установку, именно её можно и нужно сознательно менять.

Привычная установка — это решение «ленивого мозга» действовать тем же способом, что и раньше. Например, на резкое замечание агрессивный человек может дать в челюсть, мстительный примет решение отомстить, а честолюбивый — вступить в спор, перейти на личности. Но ни в одном из этих случаев действие не будет конструктивным.

Чтобы управлять своими эмоциями, нужно действовать по такому алгоритму:

Начиная испытывать эмоцию, помните, что это ненадолго.

Не подавляйте её, проживите. Можете того, кто стал причиной раздражения, обругать последними словами, главное сделать это про себя, чтобы не получилось, как со знаменитой фразой министра иностранных дел Сергея Лаврова, сказанной им во время переговоров с представителями Саудовской Аравии при включенном микрофоне.

Если вам сложно проживать эмоцию в чьём-то присутствии, выйдите в другое помещение. Будет хорошо, если захватите с собой небольшую пластиковую бутылку воды. Воду выпейте или вылейте, а бутылку с закрытой крышкой сжимайте руками с максимальной силой, пока не «выдавите» в неё весь гнев. Эта техника позволяет «выпустить пар» быстро, тихо и без последствий.

Теперь попробуйте переоценить ситуацию. Задайтесь вопросом, что заставило вашего оппонента сказать или сделать то, что вызвало у вас эмоциональную бурю. В большинстве случаев вы найдёте ему оправдание.

То, что наши эмоции напрямую зависят от наших представлений, было доказано в эксперименте, описанном в книге знаменитого исследователя мозга Дэвида Рока. С помощью томографа ученые исследовали эмоции. Людям показывали одну и ту же фотографию, где был изображен человек, плачущий возле церкви. Сначала аппарат фиксировал активность тех участков мозга, которые ответственны за сочувствие и грусть, но, когда людям говорили, что это слезы радости, и человек находится на церемонии бракосочетания, их эмоции менялись на позитивные. Исследователи сделали вывод, что, если мы меняем представления о мире или о себе, наши эмоции также изменяются. Переоцените ситуацию, сказав себе: «Со мной всё хорошо, это у него плохой день».

Но если с оппонентом как раз всё в порядке, то, возможно, причина конфликта в вас. Найдите ошибку и исправьте её, и вы с удивлением отметите, что больше не злитесь.

Знание о трёх этапах эмоций (непубличное проживание, работа с установкой и собственно действие) поможет управлять эмоциями, не подавляя их.